Каждый раз при чтении шинного теста или просмотре обзор, важно понимать главное. Любые не-инструментальные тесты шин — субъективны. Как говорит известный шинный эксперт Олег Растегаев из “Авто-Ревю”, обычный вердикт в таких тестах — “шины черные и круглые”.
Действительно, без проведения высокоточных замеров, трудно получить полное представление о свойствах той или иной шины — относительно моделей конкурентов и даже в сравнении с другими моделями той же марки. Все, что можно понять в “бытовом” тесте — как ведет себя конкретная шина в в конкретных условиях, на конкретном автомобиле, в данном случае, китайском. С другой стороны, это тоже немаловажно, ведь автомобили с Востока в своей массе все еще учатся ездить. Способны ли хорошие шины улучшить повадки неидеальных автомобилей? Тем более, что российские производители, и Ikon Tyres в их числе, в настоящее время активно адаптируют размерную сетку своих шин именно для китайских машин.
Оценить поведение летних шин Ikon топовой серии Autograph мне предстояло в четырехдневном путешествии по дорогам Ленобласти на кроссоверах Jetour Dashing и X70 Plus, внедорожнике Oting Paladin и лифтбеке Changan UNI-V. Были в нашей колонне и пикап GW Poer, и Haval Jolion и M6, но прокатиться на них я просто не успел. Примечательно, что автомобили предоставили не представительства марки, а питерские дилеры, входящие в группу Wagner Auto.
Старт — с территории завода Ikon во Всеволожске. Перед этим — короткая экскурсия по хорошо знакомым цехам. Кажется, тут абсолютно ничего не изменилось со сменой бренда выпускаемой продукции.
Все также снуют беспилотные грузовые платформы и сотрудники на велосипедах, производственные линии загружены, все идет своим чередом. С конвейера выходят шины — черные и круглые.
Перед стартом — вкусный обед в просторной и светлой заводской столовой.
Ikon Autograph — новый логотип на боковине уже знакомых шин. С неймингом все просто: Ikon Autograph Ultra 2 вместо Nokian Hakka Black 2, Autograph Aqua 3 вместо Hakka Blue 3, Autograph Eco 3 вместо Hakka Green 3. Производитель уверяет, что состав смесей и рисунок протектора, равно как и индексы скорости и нагрузки, со сменой марки не изменились.
По дорогам общего пользования движемся на полигон контраварийной подготовки на автодроме “Игора Драйв”. Казалось бы, скучный повседневный трансфер со строгим следованием ПДД. Но без сюрпризов не обошлось.
Заостренный передок с амбразурами светодиодных фар, выдвижные дверные ручки, броские задние фонари и большие 19-дюймовые колеса — автомобиль пытается казаться круче и роскошнее, чем на самом деле. В действительности, тут есть вопросы к эргономике, да и едет автомобиль не так, как выглядит. Все очень похоже на более крупный Jetour X70 Plus, который я тестировал ранее. Настроенная лишь на идеальный асфальт подвеска, которая не любит неровности в принципе, дерганый робот, в силу этого — невысокий уровень ездового комфорта и посредственная управляемость на плохой дороге.
В предельных асфальтовых поворотах автомобиль неизбежно уплывает наружу виража в сносе, а случись там оказаться неровностям, спрыгивает с траектории. Обратная связь на пустом руле при этом не дает точного представления о том, что происходит в пятне контакта.
Робот работает резковато. Подвеска настроена своеобразно — автомобиль отлично едет и понятно управляется на идеально ровном асфальте, но на щербатых дорогах откровенно тряский. Переезд полузаброшенный рельсов какой-то заводской ветки, дорожные ямы (неглубокие, но с острыми краями) — все это отзывается на сиденьях и руле так, как будто едешь на электросамокате с крошечными колесами по разбитой ломами дворников собянинской плитке прошлого сезона года. Помнится, что на штатных шинах марки Sailun, Dashing (как и X70 Plus) ведет себя похоже, но чуть-чуть мягче! Возможно, дело в том, что шины Autograph Ultra 2 SUV с маркировкой 235/55 R19 105W XL относятся к UHP-категории, у них высокий индекс скорости (270 км/ч) и конструкция с жесткой боковиной. И еще это шины другого класса, рассчитанные на высокие скорости и тяжелые автомобили. Предположения подтверждаются на скоростном шоссе.
Сильный дождь, в левом ряду ощутимая колея, скорость 110-130 км/ч, и даже по характерному рычанию от колес понятно, что шины активно выводят воду из пятна контакта. Аквапланирование развивается на 10-15 км/ч позже, чем на штатных шинах, по мере роста скорости зацеп ослабевает и при замедлении появляется предсказуемо и без неоднозначности. Уровень сцепления на мокрой дороге высокий, и даже такому невыразительному в ездовых повадках автомобилю шины реально помогают.
Полигонные заезды на Игоре в рамках теста проводятся по обширной программе. Змейки, разгон и торможение на скользком покрытии/миксте, круг с низкофрикционной поверхностью, и даже ванна для аквапланирования. Автомобили — разные, как и модели шин, так что прямое сравнение можно сделать только на очень похожих Dashing (Aqua 3 SUV) и X70 (Ultra 2 SUV) на шинах одинаковой размерности — и это сравнение получилось любопытное.
Во первых, оба автомобиля демонстрируют уверенную склонность к сносу, поэтому "заламывать" их в повороты на скользком покрытии нужно прежде всего через контрсмещение и сброс газа (предварительно отключив ESP).
Если ехать в "чайницком" режиме, просто резко поворачивая руль на скорости, то и шины Ikon Autograph лучше штатных сопротивляются сносу, но если ехать агрессивно, то снос так или иначе наступит под треск ESP, просто чуть позже, чем штатных шинах. Отключение системы ESP особой разницы не приносит, кроме упомянутой выше возможности раскачать автомобиль и войти в поворот за счет инерции.
Торможение на шинах Ikon весьма убедительное, несмотря на слабость тормозных механизмов, и при разгоне на скользком они тоже работают лучше штатных. Уверенно ощутить разницу между Ultra 2 SUV и Eco 3 SUV мне в рамках этого теста, похоже, не удалось.
Зато в торможении на миксте (когда под правыми колесами низкофрикционное покрытие, а под левыми асфальт) стала заметна разница в настройках тормозной системы автомобилей — так, пикап Great Wall Poer неизменно заметно крестило на торможении, с другими автомобилями этого не наблюдалось.
На кругу со скользким покрытии, X70 Plus мне неожиданно понравился, — помню, как на этом же треке и на той же скорости в 50 км/ч Chery Arrizo с выключенной ESP уходил в резкий занос задней оси, чуть ли не разворачиваясь на мест. Тут же первым делом наступает все тот же снос — скучно, но более безопасно. Возможно, дело как раз в характеристиках шин Ikon — и Ultra 2, и Aqua 3 обеспечивают очень плавное развитие скольжения и высокий порог потери продольного и поперечного сцепления.
Лифтбеку Changan Uni-V проблемы с ранним сносом не знакомы — он намного охотнее пишет повороты змейки, и активно скользит задней осью на низкофрикционном кругу. При этом доставляя удовольствие от вождения, что для китайских машин этого класса огромная редкость.
На самых недорогих шинах серии, Eco 3, UNI-V гораздо лучше управляется на сухих и мокрых покрытиях, чем X70 на топовых Ultra 2 SUV. Тормозной путь у Eco, впрочем, побольше, и аквапланирование наступает раньше на 5-7 км/ч. Но по мере замедления со 110 км/ч, зацеп восстанавливается плавно и предсказуемо, не пугая водителя.
Прокатиться по площадке полигона на Oting Paladin мне не удалось. За рулем этого автомобиля был инструктор.
Но крены при маневрах были очень высокими, казалось, еще немного, и автомобиль встанет на два колеса. Наглядная разница в асфальтовом поведении современных легковых машин и рамника родом из начала нулевых.
По итогам тестов на полигоне, шины Aqua 3 SUV показались в условиях скользких покрытий столь же цепкими, как Ultra 2 SUV, при этом их стойкость к аквапланированию мне показалась даже большей, хотя без инструментальных тестов утверждать не берусь.
После проливного дождя асфальт высох быстрее, чем в небесной лазури растворилась красочная радуга. Наш маршрут продолжился вдоль Ладожского озера, по знаменитому местному серпантину. Тут есть затяжные виражи, перепады высот и даже настоящие трамплины.
Несмотря на то что едет наш Dashing в целом “невкусно”, влияние хорошей резины на зацеп заметно. На Ikon Autograph Ultra 2 передвигаться безопаснее (а при желании и быстрее), чем на штатных шинах. Впрочем, не стоит забывать, что автомобиль может быть способен на некоторые сюрпризы. Я уже привык, что на большинстве китайцев вибрируют капоты на скорости, и с удивлением отмечал в видеоролике отсутствие этой вибрации на Jetour X70 Plus. Но Dashing превзошел всех: на высокой скорости при близком разъезде с фурой в условиях сильного бокового ветра, капот буквально пошел волной! Такого я не видел ни разу в жизни. К счастью, капот удержался в замке, иначе, скорее всего, писать эти строки было бы некому. Хотя говорят, что у новых “китайцев” с безопасностью при перевороте все хорошо, но проверять не хотелось бы. Сбавим скорость…
Как итог этого дня теста — в применении к Jetour Dashing, топовые UHP-шины Ikon Autograph, очевидно, не раскрывают всех своих характеристик, шасси автомобиля к этому не расположено. Но они помогут снизить шум и добавить поперечного и продольного зацепа, особенно на мокрой дороге. Да и вообще, выбор X70 Plus (от 2.4 млн) или Dashing (от 1.9 млн) оправдан лишь если в ваших планах — исключительно ровный асфальт.
На следующее утро пересаживаемся во внедорожник Oting Paladin — перелицованный Nissan Terra для восточных рынков. Автомобиль был построен на платформе Navara D23. О происхождении говорит фирменная маркировка Nissan Thailand на задних фонарях.
Автомобиль оставил у меня противоречивое впечатление. Во-первых, его салон с претензией на роскошь цыганской кибитки выглядит аляповато. Вряд ли высокая стоимость может быть разумным оправданием этого.
Вторая претензия — на новой машине мы видим уже частично ржавые элементы шасси и подвески. Ржавчина на и болтах, включая те, что в резинометаллических элементах. Нормально это или нет? Ранее от представителей концерна Renault Nissan я слышал, что согласно производственным стандартам концерна, детали, которые скрыты от глаз, могут ржаветь и это нормально. Честно говоря мне уже тогда не понравилось это объяснение, и тем более оно не нравится в применении к автомобилю, за который в тестовой топовой версии просят 4.5 миллиона рублей.
В третьих, двухлитровый бензиновый турбомотор Mitsubishi 4К31 подходит “паладину” меньше, чем устанавливаемые на оригинальный Nissan Terra турбодизели YS23DDTT или YD25DDTi с большим объемом (2.3 и 2.5) и крутящим моментов в 450 Нм против 350 у “мицубишевского” мотора.
Сидя сзади пассажиром, я быстро устал от характерной для таких машин “рамной” высокой посадки с низким полом, и от гула трансмиссии на скорости выше 110 км/ч. Вместе с тем, плавность хода на разбитом грейдере у “паладина” чарующая, по разбитой дороге автомобиль едет отлично, и, благодаря топовым асфальтовым “калошам”, тих и в меру послушен на асфальте. Шины Ikon держат уверенно. В данном случае снова весь их потенциал реализовать непросто, ведь при резких маневрах крены огромны, и снос начинается рано, что в целом нормально для машин такой конструкции.
На пути в Выборг неспешные раздумья внезапно обгоняет раскрашенная Vesta автогонщика Алексея Ковальчука kmstuning. Вот так встреча! Сегодня — красный день автоспортивного календаря, в Карелии проводятся тестовые заезды для участников ралли «Белые Ночи 2024», и Алексей также приехал на тесты со своей командой. Тут и там у грунтовых отвороток с трассы развернуты полевые лагеря раллийных команд. Сверкают наклейками и яркими красками спортивные автовозы, рычат гоночные болиды. Настоящий рай для фаната автоспорта!
К сожалению, остаться на тестах не получается — программа теста строгая, уйти с маршрута не получится. А жаль! Но в Приозерске пересаживаюсь из “паладина” в лифтбек Changan Uni-V, и жизнь снова налаживается. Конечно, тут тесновато, а графика на приборной панели несуразна. В супер-пупер-спортрежиме приборная панель ярко окрашивается пламенем из труб нарисованного на панели автомобиля, по краям бегут “полосы разметки”. Робот работает суетно, но придираться к этому автомобилю не хочется.
Посадка — низкая и плотная, реакции на руль точны и понятны, а подвеска работает куда эффективнее и мягче, чем на кроссоверах из начала статьи. В поворотах, даже на неровной дороге — почти безупречные реакции в меру короткого руля, сопровождаемые умеренными кренами. Автомобиль правильно реагирует и на открытие, и на прикрытие акселератора, позволяя комфортно входить в повороты извилистой второстепенной трассы, несмотря на изъяны асфальта. В пределе — мягкий снос переходящий в скольжение всех колес под сброс газа. То есть заправлять автомобиль в повороты можно просто под сброс газа. По меркам китайских авто — поведение образцовое, и даже поклонникам утонченной французской управляемости за рулем Uni-V ехать не обидно.
Конечно, никакими 181-силами и 300 Нм тут и не пахнет, либо они на треть растрачены на компьютерную графику и выдвижение заднего антикрыла (при выборе “гоночного” режима или достижении 90 км/ч). Шумоизоляция так себе. Но машина едет правильно, рулится правильно и правильно стоит на дороге. Автомобиль по совокупности ездовых свойств, возможно, уступит “эталонной октавии” без ППД (пакета для плохих дорог), но куда интереснее, чем Hyundai Elantra или Sonata. Своим игривым характером UNI-V даже напоминает французские автомобили типа Citroen C4 или Peugeot 308. И совершенно все равно, что на колесах — самые недорогие шины Ikon Autograph, “ресурсные” Eco 3 штатной размерности 245/45R18. Их возможностей вполне хватает Uni-V для шустрого перемещения по серпантину, и даже на мокрой дороге с лужами уровень сцепления весьма неплох.
Какая мораль из этого повествования? Не все китайские автомобили одинаково хорошо едут. Не уверен, что всем им нужны дорогие модели шин, хотя их преимущества на мокрой дороге неоспоримы. Превосходство шин Ikon Autograph — даже самой недорогой модели — над штатными китайскими шинами у моделей Jetour заметно и без инструментальных замеров. В случае с неплохими штатными шинами Continental MaxContact MC6 на Uni-V, замена их по мере износа на российские шины премиального сегмента будет весьма уместной, и, уверен, с моделями Blue 3 и Ultra 2 можно будет точно выгадать еще больше зацепа и управляемости, и это хорошая новость для владельцев китайского “автомобиля для водителя”. А что касается внедорожника Oting Paladin, то я бы предпочел сразу после покупки установить на него АТ-шины вместо штатных. К сожалению, такие на заводе во Всеволожске пока не делают.
Завершу материал статистическими данными. В России зарегистрировано 44 099 620 легковых автомобилей, из них уже 4% “китайцы”. Учитывая что доля “французов” составляет 6%, а “американцев” 7%, а также тот факт, что свыше 60% российского рынка новых машин уже отыграли китайские автопроизводители, очевидно, что скоро водка будет стоить пять юаней самыми распространенными иномарками будут именно китайские. Ну что же, хорошие российские шины для них уже есть.
Теперь вам слово, уважаемые читатели! Какие шины ставите сейчас на своих "китайцев" или "не-китайцев"? Делитесь мнениями и дополняйте в комментариях.
Для своего автомобиля, куплю новые шины:
23 Российские 11 25 Китайские 12 35 Европейские 17 15 Японские 7 2 Другой вариант (в комментариях) 1 48 голосов
Запчасти
Контрактный двигатель 2.5 DCi YD25DDTi Nissan Navara 2011 140kw 190 л/с YD25DDTI NISSAN INFINITI