Как работает новая российская система ESP на Lada Vesta 2024?

Статистика — вещь любопытная. С одной стороны, можно сказать, что продажи Lada Vesta за первые 8 месяцев 2024 года выросли на 488% про сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и что это второй, после Lada Granta, самый популярный новый автомобиль в России — по август включительно было продано 83241 авто. С другой стороны, за 2021 год, например, продажи Vesta составили 113698 единиц, и не известно, смогут ли в АвтоВАЗе показать такие цифры в этом году. Вдобавок, китайцы откровенно наступают на тапки, предлагая практически в цену Vesta разнообразные автомобили — как седаны, так и кроссоверы. Да, большинство из них не обладает характеристиками тольяттинской машины на распространенных в провинции плохих дорогах, к ним ниже кредит доверия у покупателей, но яркий дизайн и широкий список оснащения так или иначе делают свое дело.

Видео-версия обзора:

А с оснащением у рестайловой “весты”, как минимум, до недавнего времени, было не все гладко. Конечно, все мы помним, что само по себе возрождение Vesta удивило многих а-ля экспертов индустрии, предрекавшим АвтоВАЗу неминуемый обратный переход на “калины” и “классику”. Да, работа по импортозамещению (в том числе замене плохого недружественного импорта на хороший дружественный) — дело непростое, особенно, когда везде закручивают гайки. Но процесс идет. Вместо применения японского вариатора с японским мотором, заводчане смогли подружить китайский вариатор с 1.8-литровым “шеснарем”. Вместе с тем, ряд важных опций так и оставался нереализованным. Прежде всего, речь идет о комплексе систем динамической стабилизации — его на Vesta больше года не было и в помине, что, несомненно, снижало привлекательность машины для вдумчивых покупателей.

Как современный европейский автомобиль образца 2014 года, Vesta изначально проектировалась под применение ESP во всех, даже базовых комплектациях. Это не означает, что без данной системы автомобиль будет ехать как-то неправильно — шасси у “весты” неплохо показывает себя и без ESP, несмотря на очевидную склонность к довороту кормы под сброс газа в предельных поворотах (что весьма нравится активным водителям). Но покупая автомобиль в 2024 году, мы вправе рассчитывать, что его безопасность (как пассивная, так и активная), соответствует современным нормам. Я неоднократно писал про важность системы ESP и историю ее разработки, и придерживаюсь мнения, что это незаменимый помощник водителя — причем, как новичка, так и матерого дорожного волка.

Как вы уже поняли, инфоповодом для данного материала стала выданная мне на тест Lada Vesta с новой системой ESP. Если раньше их для Vesta производили (а точнее, собирали) на самарском заводе BOSCH, то сейчас на блоках системы написано НПП «ИТЭЛМА». Системы производятся на костромском заводе “Пегас”, и на данный момент называть их полностью российскими преждевременно. Скорее, на данный момент речь идет о лицензионной сборке китайских систем марки Kesens из привезенных комплектующих, в комплекте с китайским же ПО.

Вместе с тем, условия контракта между “Итэлмой” и Kesens подразумевают полноценное лицензирование, включая выпуск отдельных компонентов, и в данный момент российская компания активно работает над углублением локализации выпускаемых систем ABS и ESP. Не за горами переход на российскую элементную базу, электродвигатели, корпуса, и ПО. В “дорожной карте” предприятия прямо обозначены скорое начало производства прокладок, крепежных элементов, мотор-насоса, гидроаккумулятора и датчика давления. Через два года, в 2026, локализация производства должна составить внушительные 80%. Мощность предприятия достаточная, чтобы закрыть все потребности российских автозаводов в системах ABS и ESP.

По возможностям, как утверждается в в журнале “За Рулем”, главред которого пообщался с представителями “Итэлмы”, новая система аналогична Bosch 9.3, то есть на две модели впереди системы Bosch 9.1, примененной на дорестайловой Vesta. В теории, это должно означать более быстрое и точное срабатывание исполнительных механизмов и лучшее следование траектории. Перед тем, как запустить систему в серию, были проведены ресурсные испытания (суммарный пробег 140 000 км), необходимые калибровочные работы и валидация в разных климатических условиях (от -30 до +40).

Помимо комплекса систем ESP (стабилизация в поворотах и на траектории, противобуксовочная, противооткатная, ABS, EBD, дотормаживание, предупреждение при экстренном торможении) у Lada Vesta в 2024 году вернулись и другие опции, наличие которых считалось хорошим тоном еще до их исчезновения из комплектации.

В их числе — передние боковые подушки безопасности, система контроля мертвых зон, парктроники спереди и сзади, камера с динамической разметкой, светодиодные ПТФ с функцией подсветки в поворотах, передние стеклоподъемники с авторежимом, электропривод складывания зеркал, выключатель передней правой подушки для установки детского кресла, трехступенчатый обогрев передних сидений, датчики света и дождя, форсунки омывателя с подогревом и так далее.

Еще одна новая опция — подстаканники в заднем подлокотнике

Новое ПО получило и мультимедийное устройство Яндекса с Алисой — в результате система стала работать более шустро и стабильно, появилась возможность просмотра видео на ходу (не самая безопасная опция, прямо скажем, но у всех китайцев она есть).

Как все это работает? По разному. К счастью, к самому главному обновлению, системе ESP, нареканий у меня нет. Напротив, возникло ощущение, что система настроена точнее, чем аналог на дорестайловой машине. При возникающих пробуксовках при агрессивном наборе скорости на грейдере, противобуксовочная система практически не зажигает лампу, и не обрубает подачу топлива на корню, как это было раньше в ряде случаев. Характерная проблема всех бюджетных автомобилей Renault-Nissan, когда при проезде лежачего полицейского в хороший газ, при отрыве передних колес тяга обрубается настолько, что на нажатие акселератора автомобиль просто не реагирует пару секунд. На Vesta 2024 при разгоне по прямой этого нет. Работает и противооткатная система — если до обновления Vesta смело катилась назад на горке даже на вариаторе, то тут этой проблемы нет.

При имитации объезда препятствия на грейдере, мы с Павлом Атрощенко потратили немало времени на быстрое вращение руля из упора в упор на скорости до 90 км/ч, в попытках вывести автомобиль из равновесия — но каждый раз система контроля устойчивости оказывалась умнее, ограничивая угол поворота автомобиля относительно вертикальной оси, и в меньшей степени ограничивая подачу топлива. Эксперименты мы прекратили только тогда, когда салон заполнил запах от горящих тормозных колодок. Наш вердикт — система ESP работает ровно так, как нужно, и это ровно то, чего не хватало рестайловой Vesta в эпоху санкций.

С остальными опциями обновленной Vesta все не столь однозначно. Например, новый датчик освещенности настроен слишком чутко, в итоге фары и ночной режим кокпита включается просто при въезде в тень в солнечную погоду. Трехрежимный подогрев спереди это отлично, но сзади по-прежнему остался однорежимный. Зеркала со складыванием — вообще здорово, но на грейдере уже на 100 км/ч на корпусах зеркалах заметна вибрация.

в корпус, скрывающий датчики света и дождя, на моей машине кто-то залезал, и забыл закрыть за собойВыключение подушки переднего пассажира — очень полезная опция для владельцев маленьких детей

Вместе с тем, новые светодиодные ПТФ, включающиеся в поворотах, мне понравились — ночью на неосвещенной дороге становится сильно светлее в поворотах. Хотя в целом к светодиодным фарам “рестайла” вопросов нет, они светят куда лучше “дорестайловых” галогенок.

Автодоводчики стекол — опция, известная со времен динозавров, так что тут удивила скорее не Vesta, на которой в этом контексте все работает как надо, включая защиту от защемления, а “техничка” Lada Niva Travel без такой системы, легко нашинковавшая стеклом в салат не только сосиску, банан и огурцы, но и огромный кабачок.

Хотя я уже ездил на новой вариаторной Vesta, очередной тест позволил лучше раскрыть нюансы работы связки вариатора и двигателя. По сравнению с H4M/Jatco JF015e, новая трансмиссия работает быстрее и порезче, охотно имитируя физические переключения. Вместе с тем, гул выхлопной системы лишен и намека на благородство, хорошо, что при нормальной трассовой езде вы этого не услышите — только если крутить мотор ближе к красной зоне, как это делаем мы с Павлом Атрощенко из "Lada клуба", чтобы досконально проверить автомобиль.

Еще один очевидный момент для критики — пока в комплектацию вернулись не все опции, которые по моему мнению просто обязаны быть у Vesta. Это полноценный бесключевой доступ с ключ-картой (сейчас бесключевой только запуск) и климат-контроль. Впрочем, по словам заводчан, все это вернется к Vesta в первой половине 2025 года.

Мультимедийная система с Алисой работает хоть и не сильно быстро, зато уверенно, да и сама концепция реализована верно. Данные навигационной системы дублируются на цифровую приборную панель, поэтому центральный экран вполне может использовать и пассажир — для просмотра того же видео.

Какой вывод из этого теста? Несмотря на очевидное устаревание модели, Lada Vesta — по-прежнему, очень хороший автомобиль для российских дорог, позволяющий по грунту и разбитому асфальту ехать комфортнее и быстрее, чем китайские конкуренты. У Vesta лучше работает подвеска, более правильно настроено шасси. С другой стороны, список конкурентов внушительный: это и седаны Geely Emgrand, Omoda S5, Changan Alsvin, Kaiyi E5, Baic U5, и кроссоверы Chery Tiggo 4 Pro, Haval Jolion, Haval M6, Belgee X50, Changan CS35 Plus, Москвич 3. Так что не праздным кажется вопрос, как Lada предполагает выживать и демонстрировать хорошие продажи в таком конкурентном окружении.

Да, по сравнению с лучшими из конкурентов Vesta как минимум на полмиллиона дешевле. Цены стартуют с отметки 1 525 000 р за базовый седан, и заканчиваются на 2 197 000 рублей за 1.8 SW Cross в топе. То есть в среднем по цене пустой китайской машины вы купите топовую Vesta в полном фарше, причем в версии SW Cross с увеличенным до 203 мм дорожным просветом.

На стороне Vesta, стоимость обслуживания и распространенность запасных частей. С другой стороны, “китайцы” и внешне, и внутри выглядят банально свежее и привлекательнее, что для многих клиентов является определяющим фактором. Выбор автомобиля не по тому, как он едет, а по количеству дюймов экранов системы инфотеймента — вполне себе реальность. Вдобавок, не всем нужно ездить по плохим дорогам, а на ровном асфальте Vesta по динамике очевидно уступит более мощным конкурентам с 1.5 литровыми турбомоторами. Вот если бы подобный двигатель появился под капотом тольяттинской машины, то козырей было бы больше… Разговоры о такой комплектации идут достаточно давно, в качестве возможных моторов назывались и GW4G15K от Great Wall, и “джаковский” HFC4GB24D. Локализация последнего также вероятна, но случится это или нет, узнаем, думаю, совсем скоро. А пока просто Vesta с ESP — во всех комплектациях, включая базовую.

Теперь вам слово, уважаемые читатели. Что думаете про новую Lada Vesta 2024? Взяли бы себе ее, или предпочли что-то из китайцев?

Взяли бы себе новую Lada Vesta 2024 с ESP?

43 Да 43 57 Нет 57 100 голосов

Запчасти

Комплект фильтров на CHANGANCS35PLUS CHANGAN

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *