Как устранить течь радиатора в машине и что для этого нужно

  1. Почему течет радиатор
  2. Как найти утечку
  3. Варианты ремонта радиатора
  4. Общие советы

Радиатор — это элемент системы охлаждения двигателя, служащий для теплообмена с окружающей средой. Излишки тепла рассеиваются в воздухе через ячейки (соты) радиатора, за счет чего поддерживается оптимальный температурный режим. Радиатор установлен в передней части подкапотного пространства, сразу за внешней декоративной решеткой, для лучшего обдува набегающим потоком.

Почему течет радиатор

Перечислим основные предпосылки к потере герметичности.

Механическое повреждение

Все современные радиаторы сделаны из алюминиевого сплава. Этот материал очень легкий и отличается быстрым эффективным теплообменом. Обратной стороной является уязвимость к внешним воздействиям. Достаточно небольшого «тычка» от столкновения выше бампера — и в радиаторе либо появляются пробоины, либо он лопается по шву.

Фото: Nattawit Khomsanit / Shutterstock / FOTODOM Конспекты 3 июня Подтеков нет, но антифриз уходит. Куда, почему, и что с этим делать Фото: Shutterstock Конспекты 8 августа 2022 Как устроена система охлаждения двигателя: что должен знать каждый

Естественная усталость

С возрастом все радиаторы имеют свойство корродировать, что приводит к возникновению течей и «запотеваний». Причем зачастую это проявляется только на-горячую, когда радиатор расширяется из-за температуры и повышения давления в системе. Немало способствует коррозии и применение некачественного антифриза, а также несвоевременная его замена.

Отдельно стоит упомянуть комбинированные радиаторы, имеющие смежные детали из металла и пластика. Конечно, при проектировании инженерами учитывается разность температурных коэффициентов расширения этих материалов. Однако время делает свое дело, и такие радиаторы с годами часто начинают «сифонить» именно по стыку пластика и металла.

Проблемы с пробкой

Пробка на устаревших моделях радиаторов имеет свойство со временем заклинивать Пробка на устаревших моделях радиаторов имеет свойство со временем заклинивать (Фото: CC7 / Shutterstock / FOTODOM)

Здесь имеются ввиду довольно редкие сегодня представители «старой школы» — радиаторы с расширительной пробкой. Как и пробка пластикового бачка, она имеет свойство со временем заклинивать (внутри есть клапан) или просто подтекать при нагреве антифриза.

Как проверить радиатор

В идеале систему охлаждения нужно диагностировать с манометром, чтобы понимать фактическое рабочее давление и контролировать работу клапана в крышке. На практике такого почти никто не делает, и типичная ревизия компонентов, включая радиатор, заключается в визуальной проверке. Если деталь «потеет» несильно и только при нагреве, первое время этого можно и не заметить. Мелкие потеки будут почти сразу испаряться. Со временем, когда неплотность будет прогрессировать, станут видны пятна цвета залитой охлаждающей жидкости. Наконец, когда радиатор совсем сдаст, он начнет подтекать даже после остановки двигателя и остывания.

Проверка компрессором

Если есть подозрения на неплотность радиатора, можно проверить его компрессором под давлением. Способ достаточно трудоемкий, но гарантирует достоверность результата. Радиатор снимается, сливается антифриз. После чего он подключается патрубками-переходниками к компрессору и проверяется на утечки воздуха. Удобно использовать мыльную воду с губкой, нанося пену на участки, вызывающие подозрения. Таким методом можно проверить любой радиатор, главное — не переборщить с подаваемым давлением.

Как устранить течь радиатора

Для ремонта применяются несколько методов в зависимости от места, типа и масштаба повреждения.

  • Сварка или пайка. Самый надежный вариант, вполне доступный любому автовладельцу финансово, но требует определенных навыков, а также специального припоя с флюсом, подходящего именно под сплав на конкретном автомобиле. Нюансы лучше заранее выяснить на тематических обсуждениях в Сети.

Пайка проблемного места на радиаторе — один из самых надежных вариантов, вполне доступный любому автовладельцу финансово Пайка проблемного места на радиаторе — один из самых надежных вариантов, вполне доступный любому автовладельцу финансово (Фото: panchenkodp / drive2.ru)

  • Нанесение на трещину «холодной сварки» в виде «Поксипола» или подобных составов. Также дешевый и доступный способ. Как правило, помогает, но со временем место ремонта может снова дать течь: некоторые двухкомпонентные клеи-герметики подвержены отслаиванию ввиду перепадов температур и влажности. Тем не менее если состав качественный и не просроченный, а ремонт производится строго в соответствии с инструкцией, «замазанные» радиаторы могут работать годами.
  • Внутренняя герметизация с помощью специальных составов, заливающихся прямо в бачок с ОЖ. Наименее предпочтительный вариант. Если даже сработает, лишний компонент повлияет на состав жидкости не лучшим образом. Таким «ремонтом» часто любят злоупотреблять перекупы, да и подходит он лишь для мелких дефектов. Пользоваться стоит лишь в экстренном случае, после чего радиатор лучше снять и починить нормально, а охлаждающую жидкость заменить.

Рекомендации и советы

Так как радиатор — деталь статичная, то каких-то особых рекомендаций по его эксплуатации нет. На срок службы влияет, прежде всего, качество охлаждающей жидкости и регулярность ее замены. Не стоит забывать и о капитальной мойке радиаторов — эту процедуру рекомендуется проводить хотя бы раз в пять-семь лет. Полное удаление накопившейся грязи, возможное только с извлечением детали из автомобиля, будет способствовать продлению срока службы.

  • Как устроена система охлаждения двигателя: что должен знать каждый
  • Как слить антифриз и когда нужно это делать: инструкция и советы
  • Подтеков нет, но антифриз уходит. Куда, почему и что с этим делать

Related Post