В России уже в скором времени могут серьезно увеличить штрафы за целый ряд нарушений ПДД. Соответствующие поправки комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал принять нижней палате парламента. В случае, если проект получит окончательный «зеленый свет», нововведения могут заработать уже в январе 2025 года. Autonews.ru разобрался, сколько теперь придется платить нарушителям и зачем понадобились изменения.
Как вырастут штрафы
Наиболее «чувствительными» изменениями для водителей станут новые штрафы за превышение скорости. Сейчас это самое распространенное нарушение правил в стране. Теперь нынешняя вилка штрафа в 500–5000 руб. вырастет до 750–7500 руб. Аналогично будут наказывать за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки — от 750 до 7500 руб. (сейчас 500–5000 руб.). В свою очередь, штраф за непристегнутый ремень безопасности увеличится с 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. Полный перечь изменений, которые вносят поправки, выглядит следующим образом:
Вид нарушения | Статья КоАП | Действующее наказание | Будущее наказание |
Управление автомобилем без пристегнутого ремня безопасности | ст. 12.6 | штраф 1 тыс. руб. | штраф 1,5 тыс. руб |
Пьяное вождение | ст. 12.8 часть 1 | штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года | штраф 45 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года |
Передача управления пьяному водителю | ст. 12.8 часть 2 | штраф З0 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года | штраф 45 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5–2 года |
Управление автомобилем в пьяном виде водителем без прав или лишенным прав | ст. 12.8 часть 3 | административный арест до 15 суток или штраф 30 тыс. руб. | административный арест до 15 суток или штраф 45 тыс. руб. |
Отказ от проверки на опьянение | ст. 12.26 часть 1 | штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5-2 года | штраф 45 тыс. руб. и лишение прав на срок 1,5-2 года |
Превышение скорости на 20–40 км/ч | ст. 12.9 часть 2 | штраф 500 руб. | штраф 750 руб. |
Превышение скорости на 40–60 км/ч | ст. 12.9 часть 3 | штраф 1–1,5 тыс. руб. | штраф 1,5–2,5 тыс. руб. |
Превышение скорости на 60–80 км/ч | ст. 12.9 часть 4 | штраф 2–2,5 тыс. руб, или лишение прав на срок 4–6 месяцев | штраф 3–3,75 тыс. руб. или лишение прав на срок 4–6 месяцев |
Превышение скорости на 80 км/ч и выше | ст. 12.9 часть 5 | штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок 6 месяцев | штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок 6 месяцев |
Повторное превышение скорости на 40–60 км/ч | ст. 12.9 часть б | штраф 2–2,5 тыс. руб. | штраф 3–3,75 тыс. руб. |
Повторное превышение скорости на 60–80 км/ч | ст. 12.9 часть 7 | штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на год | штраф 7,5 тыс, руб. или лишение прав на 1 год |
Проезд на красный сигнал светофора | ст. 12.12 часть 1 | штраф 1 тыс. руб. | штраф 1,5 тыс. руб. |
Повторный проезд на красный сигнал светофора | ст. 12.12 часть 3 | штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4–6 месяцев | штраф 7,5 тыс, руб. или лишение прав на срок 4–6 месяцев |
Езда по обочине | ст. 12.15 часть 1 | штраф 1,5 тыс. руб. | штраф 2,5 тыс, руб. |
Выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия | ст. 12.15 часть 3 | штраф 1–1,5 тыс. руб. | штраф 1,5–2,5 тыс. руб. |
Выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления, не связанный с объездом препятствия | ст. 12.15 часть 4 | штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4–6 месяцев | штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4–6 месяцев |
Повторный выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления, не связанный с объездом препятствия | ст. 12.15 часть 5 | штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на 1 год | штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на 1 год |
Несоблюдение требований разметки и знаков | ст. 12.16 часть 1 | штраф 500 руб. | штраф 750 руб. |
Поворот налево или разворот в неположенном месте | ст. 12.16 часть 2 | штраф 1–1,5 тыс. руб. | штраф 1,5–2,5 тыс. руб. |
Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением | ст. 12.16 часть 3 | штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4–6 месяцев | штраф 7.5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4–6 месяцев |
Повторное движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением | ст. 12.16 часть 3.1 | штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на 1 год | штраф 7,5 тыс. руб. или лишение прав на 1 год |
Несоблюдение требований разметки и знаков, запрещающих стоянку или остановку | ст. 12.16 часть 4 | штраф 1,5 тыс. руб. | штраф 2,5 тыс, руб. |
Несоблюдение требований разметки и знаков, запрещающих стоянку или остановку, в Москве и Санкт-Петербурге | ст. 12.16 часть 5 | штраф 3 тыс. руб. | штраф 4,5 тыс. руб. |
Движение по выделенной полосе | ст. 12.17 часть 1.1 | штраф 1,5 тыс. руб. | штраф 2,5 тыс, руб. |
Движение по выделенной полосе в Москве и Санкт-Петербурге | ст. 12.17 часть 1.2 | штраф З тыс. руб. | штраф 4,5 тыс, руб. |
Непредоставление преимущества скорой помощи, полиции | ст. 12.17 часть 2 | штраф 3–5 тыс. руб. или лишение прав до 1 года | штраф 4,5–7,5 тыс. руб. или лишение прав до 1 года |
Нарушение ПДД, которое привело к причинению легкого вреда здоровью | ст. 12.24 часть 1 | штраф 2,5–5 тыс. руб. или лишение прав на срок 1–1,5 года | штраф 3,75–7,5 тыс. руб. или лишение прав на срок 1–1,5 года |
Нарушение ПДД, которое привело к причинению вреда здоровью средней тяжести | ст. 12.24 часть 2 | штраф 10–25 тыс, руб. или лишение прав на срок 1,5–2 года | штраф 15–37,5 тыс. руб. или лишение прав на срок 1,5–2 года |
По мнению заместителя председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александра Холодова, это нововведение никак не отразится на безопасности дорожного движения. Он подчеркнул, что тут речь идет скорее об «экономической составляющей».
«Надо понимать, что люди дорожные штрафы оплачивают. Однако суммы этих штрафов с учетом инфляции и прочего вряд ли могут покрыть, к примеру, содержание и установку камер фото-видео фиксации. Также прибавьте к этому расходы на компьютеры, интернет, зарплату сотрудников, а также даже бумагу и конверты, на которых печатают и рассылают уведомления. Поэтому увеличение штрафов совершенно ожидаемо, тут даже более странно, что это не произошло раньше. Но тут скорее это политический вопрос», — рассуждает эксперт.
С аналогичным мнением выступил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Эксперт заявил, что в данном случае инициатива по повышению штрафов — это не про безопасность, а про деньги.
«Водительскую» статью 12-й главы КоАП нужно ребалансировать: резко, кратно увеличивать штрафы за непристегнутые ремни и детей без детских кресел, при этом сохраняя остальные штрафы на нынешнем уровне, который вполне соотносится с реальными доходами населения», — сказал он.
Так, Шапарин привел статистику Росстата, согласно которой в 2023 году медианная зарплата в России составляла всего 46 тыс. руб. Таким образом, по мнению эксперта, вместо борьбы с лихачами и злостными нарушителями ПДД борьба будет с обычным, среднестатистическим водителем.
По мнению юриста межрегионального профсоюза «Московский профсоюз полиции» Павла Корнеева, речь тут идет в первую очередь об увеличении бюджета государства, а уже потом о безопасности на дорогах. Как считает эксперт, что если и стоит увеличивать штрафы для недобросовестных автомобилистов, то делать это надо избирательно.
«Штраф за превышение скорости в 500 руб. я считают полностью адекватным, даже когда его оплачивают с 50-процентной скидкой. А вот наказание, к примеру, для пьяных водителей определенно недостаточно. Вот если сделать для них штраф в 100–150 тыс. руб., то люди начнут задумываться, стоит ли садиться за руль в нетрезвом виде», — заявил Корнеев.
Снижение скидок
Еще одно важное нововведение, которое вводит этот пакет поправок, — снижение скидки за быструю оплату штрафа. Размер этой льготы хотят уменьшить с 50 до 25%. Одновременно срок льготной оплаты вырастет с 20 до 30 дней.
Шапарин считает этот пункт главной проблемой в предлагаемых поправках. По словам эксперта, именно за счет этой скидки удалось резко повысить собираемость штрафов, потому люди начали их наконец платить.
«Намного меньше стало тех, кто ждут два года, пока штраф не обнулится. Теперь многие посчитают, а стоит ли спешить с оплатой? В совокупности повышение штрафов и сокращение скидки дают рост в два раза», — разводит он руками.
По словам Холодова, с одной стороны, введение скидок на штрафы привело к тому, что водителю стали чаще оплачивать постановление и не доводить дело до судебных приставов. Однако обратной стороной медали стало, безусловно, сокращение поступлений денежных средств от нарушителей в бюджет.
«Смотрите сами, около 10 лет назад средняя сумма исполнительного производства у нас составляла около 2 тыс. руб. После ввода скидок, ситуация поменялась кардинальным образом», — резюмировал он.