Весной 2024 года стало известно, что у команды Формулы-1 «Ред Булл» и гениального конструктора Эдриана Ньюи, как это часто формулируют в официальных пресс-релизах, расходятся пути. Британский инженер решил покинуть австрийский коллектив, который стал многократным чемпионом мира благодаря инженерному гению Ньюи. Эдриан уже отстранён от работы над болидом RB20 и тем более не участвует в создании RB21, зато легендарный специалист получил возможность сосредоточиться на воплощении в жизнь своей давней мечты и внести финальные штрихи в создание гиперкара RB17.
Время, вперёд! Какой может стать Формула-1
Реальные черты проект гиперкара начал обретать в 2019 году, когда Ньюи не удалось толком покататься на лыжах во время отпуска — чтобы скоротать время, инженер начал рисовать автомобиль, ставя во главу угла именно внешний вид. «Моя карьера всегда была ориентирована на скорость машин, поэтому, когда дело касается аэродинамики, вы всегда выбираете то, что делает автомобиль быстрее. При этом мне хотелось, чтобы это был идеальный продукт с точки зрения внешнего вида, звука и впечатлений от вождения. Намерение – это самое важное, с чего стоит начать. И цель заключалась в том, чтобы создать машину, способную показывать время круга в темпе Формулы-1, но в то же время быть доступной для людей – причём для двух человек сразу. Время от времени я участвую в трек-днях, и мне приятно иметь возможность катать с собой пассажиров», — заявил Эдриан Ньюи в интервью Top Gear, рассказывая о RB17.
Естественно, в основу лёг углепластиковый монокок. Компьютерное моделирование определило минимальную жёсткость шасси, обеспечивающую наилучшую работу подвески — Red Bull Advanced Technologies могли бы сделать автомобиль ещё жёстче, но это не сделало бы его быстрее, зато могло увеличить массу. В итоге инженерам удалось достичь поставленных целей, выдержав баланс между жёсткостью и массой, эстетикой и безопасностью.
Создавая RB17, специалисты ориентировались на требования к гоночным прототипам Le Mans Hypercar, которые не должны в случае аварии терять прижимную силу так сильно и резко, чтобы это приводило к перевороту и взлёту машины в воздух. В итоге нарисованные Ньюи вручную чертежи были оцифрованы, а затем к инженерам RBAT присоединились несколько выпускников Королевского колледжа искусств, которым совместными усилиями предстояло с помощью вычислительной гидродинамики найти баланс между красотой кузова и его аэродинамической эффективностью.
Red Bull RB17
Фото: Red Bull Content Pool
Добиться этого помогло в том числе и использование активной аэродинамики в связке с активной подвеской, запрещённой в Ф-1 с 1994 года. Как заявляет Эдриан, регулировать механический баланс и уровень сцепления с трассой будет не только электроника (алгоритмы и программное обеспечение для этих ассистентов водителя пока только на стадии разработки), но и человек за рулём — предусмотрена возможность в реальном времени подстраивать характеристики гиперкара под условия движения ради максимально эффективной езды по гоночной трассе.
RB17 при собственной массе порядка 805 кг рассчитан на прижимную силу в 1700 кг на скорости 240 км/ч, а днище в этой машине длиной пять метров и шириной два метра выполняет больше работы, чем на болиде Формулы-1, потому что оно не ограничено никакими правилами. Поэтому пришлось работать и над покрышками, способными выдержать колоссальные нагрузки. Официальными поставщиком шин для гиперкара стала французская компания Michelin, подготовившая три типа резины — покрышки с протектором (при этом RB17 не сертифицирован для дорог общего пользования и может эксплуатироваться только на гоночной трассе), стандартные слики, позволяющие скользить без особого риска перегрева, а на вершине самый экстремальный вариант Confidential, который обеспечивает отличное сцепление с дорогой.
Red Bull RB17
Фото: Red Bull Content Pool
Автомобиль получил атмосферный V10, разработанный британскими мотористами из Cosworth — 5,4-литровый агрегат не только выдаёт мощность в 1000 л.с. и развивает максимальные обороты 15 000 об/мин, но и является полунапряжённым элементом шасси. Под мотор создана выхлопная система «10 в 1», вдохновлённая разработанным Ньюи в 2000 году McLaren MP4/15 — болидом, который Эдриан называет лучшим по звучанию в Ф-1 за всю историю. При этом уровень громкости ограничен 105 дБ, чтобы машина могла эксплуатироваться на гоночных трассах без ограничений.
Двигатель сочетается с разработанной и собранной силами Red Bull Advanced Technologies углепластиковой коробкой передач, шестерни для которой поставляет Xtrac. Трансмиссия не имеет задней передачи — её роль выполняет 200-сильный электромотор, который также увеличивает мощность и крутящий момент, доводя суммарную отдачу силовой установки до 1200 л.с. Гиперкар оснащён полностью гидравлическим рулевым управлением, также приближающим его к технике Формулы-1.
Red Bull RB17
Фото: Red Bull Content Pool
«Болид Формулы-1 находится в разработке 12–18 месяцев, прежде чем он выходит на первые тесты. Работа над RB17 началась в Рождество 2020 года, но тогда мы находились на стадии разработки концепции уже три года или больше. Это позволило нам по-настоящему задуматься, быть самокритичными, быть осторожными в выбранном направлении, сбиться с маршрута, оценить его, не обрадоваться и сменить на другой путь. У гиперкара было три разных двигателя, и изначально он был полноприводным, с электродвигателем на передней оси, а не на задней. Пока наше моделирование не показало, что лучше иметь задний привод — я был этому рад», — отмечает Эдриан Ньюи.
Работа над интерьером продолжается, хотя конфигурация сидений была утверждена уже на раннем этапе — пространство двухместного салона с тандемным расположением сидений друг за другом сейчас закреплено, а специалисты работают над эргономикой. И одновременно с этим — над обеспечением достаточного уровня комфорта, потому что в RBAT не хотят получить спартанский кокпит гоночного автомобиля.
Red Bull RB17
Фото: Red Bull Content Pool
Создатели RB17 обещают на гоночной трассе время круга, эквивалентное Формуле-1, и максимальную скорость свыше 350 км/ч, но при простой и понятной для водителя управляемости. За весь процесс проектирования и производства гиперкара, от разработки первоначальной концепции до поставки готового RB17 клиентам, которых будет всего 50 счастливчиков, отвечает Red Bull Advanced Technolgoies. Примечательно, что первой заказ на творение Эдриана Ньюи оставила некая девушка, имя которой в компании не раскрывают.
Каждый обладатель RB17 станет частью семьи «Ред Булл» и получит полный спектр услуг, включая ряд трек-дней, дающих возможность испытать гиперкар на некоторых из величайших трасс мира. Владельцам подготовят индивидуальные программы подготовки к машине и развития водительского мастерства, а на стадии заказа автомобиля клиенты смогут выбрать всё — от цвета окраски кузова до материалов интерьера и целого ряда мелких акцентов. И это ожидаемо при цене от € 7 млн.
Red Bull RB17
Фото: Red Bull Content Pool
До конца 2024 года все агрегаты, которые сейчас проходят стендовые испытания, будут объединены в подсистемы и ещё раз проверены, прежде чем объединиться в первые несколько тестовых прототипов перед их ездовым дебютом на гоночной трассе летом 2025 года.
Все из запланированных к производству гиперкаров уже проданы, а ежегодно Red Bull Advanced Technologies будет выпускать не больше 15 машин, так что процесс постройки всего тиража затянется на несколько лет. Впрочем, фанаты подождут — анонсированный в 2016 году среднемоторный гиперкар AM-RB 001 так и не случился, разделившись на два проекта: Valkyrie от Aston Martin и RB17 от Red Bull Advanced Technologies — так что ожидание было долгим, но, похоже, оно того стоило.
Ещё материалы про суперкары: Фото «Мерседес» создал новую линейку роскошных суперкаров. Добавили «гало» из Формулы-1! Фото Яркая точка в истории легендарной Audi R8: гоночную машину переделали в дорожный суперкар Видео Самый мощный дорожный «Порше»: нажми кнопку — получишь 1110 л. с.!