- Что такое дроссельная заслонка
- Устройство и как работает
- Регулятор (клапан) холостого хода дросселя
- Неисправности дроссельной заслонки
Что такое дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка, дроссельный узел или, следуя сокращенному названию, просто дроссель — это механизм, осуществляющий дозировку воздуха, поступающего в двигатель. Именно дроссель имеет прямую зависимость от положения педали газа: механическую (тросиком) или электронную, с помощью сервопривода. Обратная связь с блоком управления, в виде информации о фактическом угле открытия, реализована с помощью датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
Для чего нужна дроссельная заслонка
Обсуждаемый узел играет важнейшую роль в работе двигателя. От положения лопатки — это главная деталь дроссельной заслонки — зависят как холостые обороты, так и обороты под нагрузкой. При нажатии или отпускании педали лопатка открывается или, напротив, прикрывается на заданный угол. Что увеличивает или уменьшает объем воздуха, поступающий в цилиндры. Соответственно этому электронный блок управления (ЭБУ) корректирует подачу топлива форсунками для поддержания задаваемого режима.
Где находится дроссельная заслонка
Узел располагается непосредственно перед впускным коллектором. Как было сказано выше, он является «воротами» для воздуха и задает объем топливовоздушной смеси.
Устройство дроссельной заслонки и как она работает
Дроссельный узел на любом автомобиле имеет схожую конструкцию, где главной деталью является непосредственно заслонка (альтернативное название — «лопатка» или «пятак»). Это металлический диск, который вращается внутри корпуса на подвижной оси.
В зависимости от того, под каким углом лопатка находится в данный момент, меняется сечение (пропускная способность) «трубы», где она установлена. А значит, во впускной коллектор поступит больше или меньше воздуха. Также неотъемлемой частью является датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Он механически связан с поворотной осью и необходим электронному «мозгу» двигателя для обратной связи.
В механической схеме с тросиком ДПДЗ передает данные о том, на какой фактический угол сейчас открыта заслонка. А в случае электронного дросселя осуществляет и синхронизацию ее положения с положением педали газа. В зависимости от типа привода дроссельные заслонки разделяют на два вида.
Механическая заслонка
Поворот лопатки осуществляется механизмом со стальным тросиком, имеющим прямую связь с педалью. Работа дроссельной заслонки (ДЗ) такого типа линейна — то есть, угол открытия напрямую зависит от положения акселератора. На сегодняшний день схема практически не используется.
Электронная заслонка
Открытие и изменение угла заслонки реализовано с помощью сервопривода с электромотором. Механической связи с педалью нет, а угол работы «пятака» задает блок управления, основываясь на данных как от датчика педали, так и от других сенсоров.
Регулятор (клапан) холостого хода дросселя
В зависимости от конструкции двигателя дроссельный узел может иметь регулятор холостого хода (еще называют клапаном холостого хода). Это небольшой электромотор с клапаном, установленным в воздушной магистрали, идущей на впуск в обход заслонки дросселя. Дело в том, что когда акселератор отпущен, дроссельная заслонка полностью закрыта — воздух в мотор не поступает.
Чтобы осуществлять минимальный приток в цилиндры для поддержания холостых оборотов, воздух пускается через регулятор. А управляемый мотором клапан определяет его объем в зависимости от ряда условий, в частности, температуры воздуха и температуры антифриза.
В современных двигателях клапан холостого хода все чаще отсутствует, а обороты без нагрузки регулируется самой заслонкой. Разумеется, речь только о дроссельных узлах с электронным управлением.
Неисправности дроссельной заслонки
Причины выхода из строя дросселя типичны для любых его видов. Некоторые устранимы своими силами, а в ряде случаев потребуется заменить узел в сборе.
— Увеличение зазора между поворотной лопаткой и стенками корпуса, в котором она установлена.
Со временем этот недуг настигает практически любую заслонку — вопрос лишь в пробеге и условиях эксплуатации. Микрочастицы абразива в поступающем воздушном потоке, даже несмотря на наличие фильтра, год за годом стачивают металл и увеличивают зазор между «пятаком» и корпусом. По итогу даже полностью закрытая заслонка не обеспечивает герметичности. Результатом становится нестабильный холостой ход.
— Износ или полный выход из строя датчика положения. Как обсуждалось выше, он является «глазами» ЭБУ для контроля положения лопатки. Когда обратная связь теряется, возникают проблемы не только с холостыми, но и вообще на любых режимах работы.
— Износ или полный выход из строя регулятора холостого хода (при его наличии).
— Заклинивание или обрыв тросика в случае механического привода.
Обычно замена ДПДЗ не представляет сложности даже для новичка. Чуть сложнее может оказаться перестановка регулятора холостого хода, хотя в целом тоже никаких проблем. С тросиком еще чуть сложнее: может потребоваться частичный разбор подкапотного пространства.
Но и здесь все, что называется, на виду. А вот быстро устранить проблему износа лопатки не получится. В случае такого сценария некоторые используют специализированные замазки, компенсирующие износ диска-заслонки. Но такое решение далеко не всегда срабатывает, поэтому самым правильным вариантом будет замена дросселя в сборе.
Отметим, что в доброй половине случаев «чудеса» с холостыми возникают после профилактической чистки дроссельного узла. Поэтому подходить к этой процедуре следует крайне осторожно, что мы подробно обсуждали в отдельной статье.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает
Двигатель Renault К4М: описание и характеристики
Почему не работает спидометр и как это исправить