Представители компаний, занимающихся противоугонными системами, рассказали порталу Autonews.ru о возможности угона машин со смарт-ключами по VIN-номеру. Эта схема не является радикально новой, но она стала особенно актуальна после ухода европейских автопроизводителей из России. Если раньше изготовлением дубликатов ключей занимались официальные представители брендов, то теперь — всевозможные посредники. Через них оригинальные ключи от чужих машин может получить практически каждый.
Как возникла проблема
После ухода сертифицированных дилеров европейских марок из России у автовладельцев стали возникать сложности с изготовлением дубликатов ключей при их утере. Чтобы сделать новый ключ и «пришить» его к современному автомобилю, требуется доступ к фирменному программному обеспечению производителя. С трудностями столкнулись как обладатели премиальных немецких машин (Mercedes-Benz, BMW, Audi), так и хозяева автомобилей среднего класса вроде Volkswagen и Skoda. Ушедшие автоконцерны закрыли доступ к своему ПО для российских пользователей.
Фирменный софт производителей находился за пределами России, поэтому сервисам по обслуживанию машин стало трудно создавать дубликаты ключей и привязывать их к конкретным машинам. Многие современные модели позволяют сделать это лишь при наличии интернет-связи с серверами брендов.
Решение проблемы с изготовлением новых ключей взамен утраченных в итоге было найдено. На помощь пришли третьи лица, через которых стало можно заказать оригинальные ключи в Армении, США, Турции и других странах. Появились и умельцы, перепрошивающие электронные блоки машин и отключающие иммобилайзеры. Безопасность с точки зрения угонов резко снизилась.
В чем опасность
Прежде российский автовладелец при утрате оригинального ключа обращался к официальному представителю марки. Изготовить новый ключ дилер брался лишь в случае стопроцентного подтверждения права собственности на автомобиль — при предъявлении СТС или выписки с портала госуслуг. Теперь изготовить новый ключ можно и без доказательств права собственности — в прямом смысле на честном слове. По факту все, что для этого нужно, — VIN-номер транспортного средства.
Процесс изготовления выглядит следующим образом:
- Автовладелец ищет соответствующие объявления в интернете.
- Фирма или физическое лицо обещает за определенную плату (обычно от 70 до 150 тыс. руб.) заказать у автопроизводителя новый оригинальный ключ и передать его заказчику.
- Ключ приходит полностью готовым к использованию: в ряде случаев им можно сразу завести машину и уехать на ней; перепрошивка блоков и доступ к базе производителя не требуются.
Заказать новый ключ поставщик услуги нередко соглашается на чистом доверии. Помимо VIN-номера достаточно отправить фотографию или скан СТС и оплатить услугу. Проверить подлинность предоставленных документов у третьих лиц возможности нет. Более того, им это в принципе не интересно. Готовый ключ может оказаться как в руках реальных автовладельцев, так и у обычных угонщиков.
При чем здесь VIN
Ключевую роль в процессе изготовления ключей к автомобилям играет VIN-номер. В уникальном 17-значном коде зашифрована полная информация о конкретной машине — от наименования производителя до даты, места выпуска, цвета и подробной комплектации. VIN является уникальным и не меняется. Последние шесть знаков — это серийный номер автомобиля. По этому коду можно, в том числе, получить сведения о ключах. Им производитель пользуется при выпуске дубликатов.
На современных автомобилях VIN часто указан в специальном окошечке на лобовом стекле, где его легко обнаружить. Прочитав номер, любой человек может обратиться к посредникам с просьбой изготовить новый ключ, предоставив поддельное СТС или войдя в доверие.
Физически закрыв VIN-номер, обезопасить автомобиль от изготовления нового ключа не получится. Это лишь немного усложнит задачу для потенциальных автоугонщиков. Получить сведения об уникальном коде можно, например, за небольшую плату: из отчета, предоставляемого популярными интернет-сервисами по продаже автомобилей. Для этого требуется указать регистрационный номер транспортного средства, который есть у любой машины, стоящей на учете.
Как делают ключи
Смарт-ключи для машин делают сами автопроизводители. Раньше изготовить и запрограммировать их можно было прямо в России, теперь — в стране производства или третьих странах, где есть официальные дилеры. Единственное изменение — это удлинение цепочек поставки и затраченного времени (процедура может растянуться на 3–4 месяца).
Директор по сервису и запасным частям АГ «Авилон» Алексей Шпикалов подтвердил в беседе с Autonews, что по срокам изготовления ключей многое зависит от конкретной модели и года выпуска. В любом случае для изготовления ключа приходится обращаться к автопроизводителю, но не напрямую. Без подключения к базе через фирменное ПО работать они не будут, а привезти в Россию готовые ключи, которые сразу могут открывать и заводить автомобили, невозможно.
Кристоф Лунгвиц, глава глобальной пресс-службы Audi, к которому редакция Autonews обратилась за разъяснением, сообщил в ответном письме, что изготовление нового ключа взамен утерянного или неработоспособного действительно возможно. Для этого нужно обратиться к дилеру и предоставить VIN, удостоверение личности автовладельца и документ о регистрации транспортного средства. Однако в отношении клиентов из России такая возможность закрыта — заказать ключи они не могут из-за введенных санкций.
В глобальной пресс-службе BMW в ответ на запрос пообещали найти спикера и прояснить ситуацию с заказом новых ключей, однако к моменту публикации ответ так и не поступил. Пресс-служба Mercedes на запрос Autonews не отреагировала.
Может ли ключ открыть и завести машину сразу
Блогер Кирилл Чернов с канала AvtoREVIZORRO провел эксперимент с заказом нового ключа для кроссовера BMW X5 2021 года выпуска. Ключ, изготовленный по VIN-номеру и доставленный в Россию, без проблем открыл автомобиль G-серии. Не потребовалось ни перепрошивки блоков, ни вскрытия машины, ни прописки ключа специальным ПО непосредственно в России.
Директор по продажам компании «Цезарь Сателлит» Татьяна Луговских подтвердила Autonews, что ключи для BMW действительно могут приходить в Россию полностью готовыми к полноценному использованию. Это связано с особенностями электроники этой марки.
«Для заказа ключа нужен только VIN, а далее все зависит от порядочности и ответственности того, к кому обращается клиент. Так или иначе все, кто занимается изготовлением ключа, просят документы, подтверждающие собственность. Но это они просят у вас по телефону. Что мешает умельцам произвести ключ просто по VIN? Ничего», — резюмировала эксперт. Она также напомнила, что при обращении к любому частному лицу, а не к дилеру, клиент всегда действует на свой страх и риск.
Автоматическая привязка ключей к машинам концерна VAG не работает, однако изготовить не только смарт-ключ, но и механическую вставку по VIN-номеру через посредников можно. Это позволяет попасть в машину для последующей привязки нового ключа и угона. На удаление старых ключей и записи новых обычно уходит не более трех минут.
По словам Татьяны Луговских, после ухода официальных дилеров из России риск угона машин с применением фирменных ключей, заказанных через третьих лиц, действительно вырос. Сейчас электронный ключ уже не гарантирует сохранность. Обезопасить автомобиль от кражи помогают противоугонные системы.
Представитель Центра охранных систем автомобилей «ОСА» Николай Корчагин также подтвердил Autonews наличие проблемы с изготовлением ключей через третьих лиц. По его словам, она затрагивает не только европейские модели, но и китайские. Причем сделать ключи к современным «китайцам» гораздо проще.
Что делать, если потерял ключи: инструкция
Эксперт назвал самые уязвимые для угона китайские автомобили
Самые хитрые и наглые способы угона автомобилей в России. Видео
Как найти угнанную машину: 7 советов