- Что это
- Структура
- Инструкция
- Комментарий эксперта
Что такое акт дефектовки
Акт дефектовки (диагностический лист) — это внутренний документ СТО, в котором фиксируется текущее состояние автомобиля или поступившего отдельно его сложного компонента (двигателя, ЭБУ, коробки передач) с указанием выявленных при диагностике неисправностей и способов их устранения. В отличие от дефектной ведомости, содержащей только сведения о неисправностях автомобиля (компонента), акт подтверждает сам факт проведения дефектовки, а также отражает рекомендации экспертной группы, состоящей из профильных специалистов и представителя компании-продавца (последний привлекается в обязательном порядке при вынесении решения о признании случая гарантийным), по устранению выявленных проблем. Кроме того, акт подписывается всеми членами экспертной комиссии, тогда как дефектную ведомость может заверить один специалист.
Акт дефектовки составляется после оформления акта приема-передачи автомобиля при поступлении его на:
- Плановое техническое обслуживание;
- Ремонт;
- Установку дополнительного оборудования;
- Экспертизу после ДТП.
Акт дефектовки составляется на основании визуального осмотра автомобиля, в том числе при демонтаже отдельных узлов и агрегатов. Могут также проводиться метрологические испытания для определения токсичности выхлопа ДВС, состояния геометрии кузова, работоспособности поврежденных компонентов конструкции автомобиля. Перечень выявленных неисправностей в полном объеме указывается в акте дефектовки, на основании которого уже составляется заказ-наряд.
Акт дефектовки не является заменой акта приема-передачи автомобиля, а также заказ-наряда и платежной квитанции. Сам по себе акт дефектовки не имеет юридической силы:
- Для страховых компаний при наступлении страхового случая;
- При решении вопросов по гарантии с официальными дилерами;
- В качестве доказательства при списании автомобиля на утилизацию и снятия с учета в ГИБДД.
В таких ситуациях требуются иные документы для подтверждения повреждений и неисправностей.
Информация из акта дефектовки заносится в базу данных СТО, где документ до передачи в архив или утилизации хранится в течение трех лет. Копия акта дефектовки в распечатанном виде по запросу предоставляется клиенту для согласования дальнейших действий.
Структура акта дефектовки: образец
Единый регламент, определяющий структуру акта дефектовки, отсутствует, поэтому в деталях его внешний вид и содержание могут различаться в зависимости от СТО. Допускается заполнение готовых бланков как в электронном виде, так и от руки на листах формата А4-А6 с использованием копировальной бумаги. В любом случае, в акте дефектовки должны указываться:
- Наименование документа;
- Название СТО;
- Дата и время проведения дефектовки. Если проверка занимает несколько дней, в документе отдельно указывается дата и время выявления каждой неисправности;
- Данные автомобиля;
- Перечень выявленных дефектов;
- Рекомендации по устранению обнаруженных неисправностей;
- Список должностных лиц из состава экспертной группы: руководитель СТО или его заместитель с правом подписи таких документов; главный инженер либо начальник цеха/отдела СТО; административный управляющий ответственный за состояние оборудования, которое использовалось при дефектовке; механик, проводивший дефектовку;
- Подписи всех членов экспертной группы с расшифровкой. В противном случае документ теряет свою юридическую силу;
- В акте дефектовки после ДТП дополнительно указывается информация о ДТП со ссылкой на протокол, оформленный сотрудниками ГИБДД, а также реквизиты ПТС и СТС на данный автомобиль.
К акту могут прикрепляться фото- и видеоматериалы, а также чертежи с указанием дефектных мест. Если проводилось несколько экспертиз, то результаты последующих указываются на отдельных диагностических листах. Акт дефектовки не относится к бланкам строгой отчетности, поэтому сохраняет свою силу без наличия мокрой печати организации.
Инструкция по заполнению акта дефектовки
Рассмотрим более подробно ряд элементов акта дефектовки.
Шапка
В ней типографским способом указывается:
- Название организации, выполняющей дефектовку;
- Наименование и номер акта;
- Дата составления акта.
Основная часть
Здесь присутствует:
- Информация об автомобиле:
– Марка и модель;
– Наименование комплектации;
– Год выпуска;
– Тип автомобиля или кузова;
– Идентификационный номер автомобиля (VIN-код);
– Номер шасси (при наличии);
– Пробег на момент дефектовки. - Таблица с перечислением основных компонентов конструкции автомобиля, где указываются:
– Обнаруженные дефекты по той или иной позиции;
– Перечень деталей, которые подлежат ремонту, замене или окраске;
– Способы устранения выявленных проблем;
– Количество и единицы измерения неисправностей.
Решение о способах устранения выявленных дефектов должно быть принято членами экспертной группы единогласно. При необходимости проведения углубленной дефектовки право на ее проведение передается профильным специалистам СТО.
Комментарий эксперта
Автовладельцу совсем не лишне иметь на руках акт дефектовки, особенно после ДТП, для сопоставления объема и суммы ущерба, определенных независимыми экспертами, с размерами компенсации, которую начислит страховая компания. Возможны два сценария: эти данные совпадают или различаются в невыгодную для застрахованного сторону. Как действовать в том и другом случае, поясняет Орест Мацала, ведущий юрист компании «Европейская Юридическая Служба»:
«При наличии только полиса ОСАГО подается заявление в страховую компанию о возмещении причиненного ущерба, после чего страховщик в течение пяти дней обязан организовать осмотр поврежденного автомобиля, по результатам которого составляется соответствующий акт. Аналогичный бессрочный документ составляется в случае полиса КАСКО, но сроки проведения осмотра транспортного средства после ДТП и выдачи направления на ремонт или выплаты денежной компенсации (по ОСАГО не более 20 дней с момента обращения потерпевшего) регулируются уже не федеральным законом, а соответствующими договором и правилами страхования КАСКО, которые разработаны страховщиком.
Если потерпевший согласен с заключением страховой компании, то восстановительные работы проводятся в сроки, которые отображены в направлении на ремонт. При их несоблюдении потерпевшему следует повторно обратиться в страховую компанию за новым направлением или пролонгацией ранее выданного.
СТО может отказать в ремонте на основании направления в силу ряда причин, в частности: загруженность сервиса, невозможность провести ремонт за сумму, рассчитанную страховой компанией, невозможность выполнить ремонт в течение 30 дней с даты передачи автомобиля на СТО, отказ потерпевшего осуществить доплату за ремонт.
Если определенной страховой компанией суммы на ремонт недостаточно, следует вновь обратиться к страховщику для согласования доплаты либо выдачи направления в другую СТО. Если организовать ремонт окажется невозможным по не зависящим от страховщика причинам, то он сделает денежную выплату. По полису ОСАГО она будет произведена с учетом износа деталей, а по КАСКО в размере достаточном для организации того ремонта, который оговорен в подписанном договоре о страховании.
Согласно п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО, если страховое возмещение превышает сумму в 400 тыс. рублей, страховщик выплачивает потерпевшему 400 тысяч рублей. Если этой суммы недостаточно для восстановления автомобиля, то недостающая сумма может быть взыскана по суду с лица виновного в ДТП в порядке ст. 1064 ГК РФ или с работодателя виновника аварии согласно ст. 1068 ГК РФ».
Гидроудар: что это, как происходит, последствия и что делать
Что такое капитальный ремонт двигателя. Как делать обкатку
Трещина на лобовом: как отремонтировать и сколько это стоит
Лонжерон: для чего нужен, как ремонтируют и другие нюансы
Что такое сход-развал и когда его делать. Памятка для водителей