В январе—июне 2024 года власти осторожно вносили перемены в жизнь российских водителей. Многие инициативы искусственно тормозились. Вторая половина года может стать более насыщенной на нововведения и штрафы. Санкции будут усиливаться, а камеры «поумнеют». Чтобы новшества не стали сюрпризом, рассказываем о них заранее.
Сентябрь: часть камер окажется вне закона
С 1 сентября вступит в силу закон, определяющий правила и основания для установки дорожных камер для автоматической фиксации нарушений ПДД. В соответствии с документом, камеры можно будет устанавливать:
- на аварийно-опасных участках дороги;
- в местах проведения дорожных работ;
- для контроля полос общественного транспорта;
- на перекрестках;
- на пешеходных переходах.
Камеры не должны будут мешать автомобилистам видеть, что происходит на дороге: они не могут загораживать знаки или светофоры.
Камеры не смогут стоять насколько угодно близко друг к другу, если они не фиксируют превышение скорости. К примеру, когда они настроены на пересечение двойной сплошной или выделенок для общественного транспорта.
Также в документе прописано, что зона контроля стационарных и передвижных комплексов фиксации будет начинаться не ближе 150–300 м от знака «Фотовидеофиксация» за городом, а в городе — не ранее 100 м от знака «Начало населенного пункта».
Стационарные средства фиксации и передвижные устройства, которые контролируют скорость, в одном направлении движения можно будет размещать в населенных пунктах на расстоянии не ближе 1 км друг от друга, а вне населенных пунктов — не ближе 5 км друг от друга. Это позволит избежать нескольких наказаний за одно и то же нарушение. Прежде такие нормы были указаны только во внутренних документах Минтранса и профильных ведомств, а теперь они будут закреплены на федеральном уровне.
При этом один и тот же участок могут контролировать сразу несколько камер, если они настроены на одинаковые виды нарушений ПДД. В настоящее время данные обо всех местах установки дорожных камер есть на сайте Госавтоинспекции. Дополнительных нововведений документы не предусматривают.
В соответствии с поправками в законодательство, с 1 сентября «носимые» средства фиксации нарушений будет запрещено использовать для автоматической фиксации нарушений.
С сентября неэффективные и неправильно установленные камеры должны быть убраны с дорог, с этого же дня с них предписано не принимать данные о нарушениях. Штрафы, пришедшие с «неодобренных» камер, водители смогут оспорить.
Сентябрь: новый набор для автомобильных аптечек
С 1 сентября изменится обязательное содержимое автомобильных аптечек. В продажу поступят новые наборы, соответствующие измененным требованиям.
В автомобильной аптечке нового типа в обязательном порядке должны будут присутствовать:
- маска медицинская нестерильная, 2 шт.
- перчатки медицинские нестерильные, размер не менее М, 2 шт.;
- одноразовая маска для сердечно-легочной реанимации (устройство «рот в рот»);
- жгут кровоостанавливающий;
- бинт марлевый медицинский;
- бинт эластичный;
- лейкопластырь кожный;
- одеяло спасательное многоразового использования размером не менее 160×210 см;
- пара ножниц для перевязочного материала;
- пара хирургических ножниц общего назначения.
В соответствии с действующими требованиями, в автомобиле должна быть автомобильная аптечка, однако проверить ее содержимое и выписать штраф за неправильный набор инспекторы не могут: при прохождении техосмотра аптечки не проверяются.
По факту вопрос наличия аптечек и их содержания отдан на откуп самим водителям. Аптечки, укомплектованные до вступления изменений в силу, можно будет продолжать использовать до истечения срока годности или 1 сентября 2027 года. Сам приказ вступит в силу с 1 сентября 2024 года и продолжит действовать до 1 сентября 2030 года.
Формируя аптечку, автомобилисты могут дополнительно расширять стандартный набор. Автоэксперт Антон Шапарин советует включить в него, в частности, следующие позиции:
- гемостатические бинты;
- гемостатическую губку;
- изотермическое одеяло;
- стерильные и нестерильные бинты;
- быстрое обезболивающее, которое можно вколоть самому себе.
Сентябрь: рост штрафа за неоплаченный проезд по платным трассам
Ожидается, что с 1 сентября будут введены увеличенные штрафы для водителей, не оплативших проезд по платным трассам в Москве и Санкт-Петербурге. Именно с этой даты субъекты России получат полномочия устанавливать собственные штрафы для таких нарушителей.
С 1 сентября единый для всех платных трасс штраф в размере 1,5–5 тыс. руб. будет применяться лишь на федеральных дорогах государственной компании «Автодор» — ЦКАД, М-12, М-11 и М-4. Власти субъектов смогут устанавливать свои размеры штрафов, отличающиеся от федеральных (но не выше, чем позволяет КоАП).
Одними из первых изменения в местном КоАП приняла Москва. Ожидается, что с 1 сентября за неоплаченный проезд грузовиков и автобусов по Московскому скоростному диаметру и проспекту Багратиона придется платить от 5 тыс. (физлица) до 15 тыс. (юрлица) руб. Для владельцев легковых авто штраф составит от 3 тыс. (физлица) до 10 тыс. (юрлица) руб. Штрафные постановления будет выносить Московская административная дорожная инспекция (МАДИ).
В Санкт-Петербурге санкции могут стать еще более строгими: штраф составит от 3 тыс. (физлица) до 30 тыс. (юрлица) руб. Платным там является Западный скоростной диаметр.
Сентябрь: требование соблюдать среднюю скорость может появиться в ПДД
С начала сентября в ПДД планируют включить необходимость соблюдать среднюю скорость движения. Однако речи о том, что водители вновь начнут получать эти забытые штрафы, пока нет. Сначала между собой должны договориться МВД и Минтранс.
В соответствии с проектом поправок, подготовленных Минтрансом, в п. 10.1. ПДД фраза «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней». Определяться средняя скорость должна как «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».
Ответственность в виде штрафа за превышение средней скорости может появиться только после введения в ПДД соответствующего понятия и определения правил фиксации за данное правонарушение, а после нужно дополнить такой нормой КоАП. Пока законопроект ждет рассмотрения в правительстве. При этом в МВД уже выступили с резкой критикой подобных штрафов, но о судьбе переговоров с Минрансом пока новостей нет.
Ужесточение наказания за скрытые номера
10 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект о лишении водительских прав за скрытые номера. В МВД предложили усилить санкции за данное правонарушение в январе 2024 года. Пока за езду со скрытыми номерами или без них нарушителям грозит штраф в размере 5 тыс. руб. или лишение водительских прав на срок до трех месяцев.
После окончательного принятия поправок в ст. 12.2 КоАП отдельным составом административного правонарушения станет управление автомобилем с номерами, «оборудованными с применением устройств, препятствующих их идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть».
Срок лишения прав за такое нарушение составит от одного до полутора лет с конфискацией самих устройств. Для привлечения водителя к ответственности по данной статье будет достаточно факта обнаружения устройства для сокрытия номера.
Повторная езда со скрытыми номерами или без них также будет наказываться лишением прав на срок до полутора лет.
Пока законопроект прошел только первое чтение и ждет второго и третьего чтений. Как правило, такие изменения принимаются в марте или сентябре. Ожидать окончательного принятия стоит весной текущего года, а вступления закона в силу — в марте 2025 года.
- Штрафы ГИБДД в 2024 году. Таблица
- Штрафы ГИБДД с камер: какие и через сколько приходят, как их обжаловать
- Эксперт рассказал о штрафах за парковку на инвалидном месте
- Что будет за отказ от медосвидетельствования. Объяснение юристов