- Признаки перегрева тормозных дисков
- Причины перегрева
- Причины перегрева после замены дисков или колодок
- Что делать при перегреве
- Последствия
Признаки перегрева тормозных дисков
Основными сигналами о перегреве дисков будет следующее:
- Педаль тормоза становится «ватной». То есть, увеличивается ее ход, она становится более податливой. При этом эффективность торможения падает: для нормального замедления тормоз нужно давить сильнее.
- Характерный запах паленых колодок и раскаленного металла.
- Иногда проявляются скрипящие и скрежещущие звуки сто стороны исполнительных тормозных механизмов (суппортов).
- Визуальные изменения тормозных дисков. Перегретый металл становится синеватым, при этом часто возникает растрескивание на поверхности — характерный эффект «сухой земли».
- Биение в руль при торможении из-за деформации плоскости диска. «Волны» на этих деталях являются следствием воздействия очень высокой температуры.
Почему греются тормозные диски
Нештатная работа тормозной системы, следствием которой может стать перегрев, возможна по ряду следующих причин.
- Подклинивание тормозного суппорта. В результате попадания грязи в рабочие механизмы (обычно из-за порванного пыльника) поршень суппорта, который прижимает колодку, может заедать. В результате даже после отпускания педали тормоза колодка не отводится от диска в должной мере — возникает постоянное трение и перегрев.
- Тяжелые условия движения. Это всегда стечение факторов. Например, когда автомобиль буксирует прицеп в жару, а маршрут изобилует затяжными спусками.
- Низкое качество колодок или самих дисков. В этом случае эффективность замедления недостаточна — соответственно, водитель вынужден давить на тормоз сильнее и чаще, провоцируя перегрев.
- Стиль езды, не соответствующий возможностям тормозов. Такое происходит, когда «пилот» начинает принимать свой автомобиль за спортивный болид. Для обычного автомобиля достаточно всего пары-тройки резких торможений подряд со скорости в жару — и среднестатистические тормоза достигают предела. Если продолжать упорствовать, все закончится перегревом, в результате которого диски могут необратимо повредиться.
Почему греются задние тормозные диски
Отдельно стоит упомянуть задние тормоза — нередко их перегревает независимо от передних. Такое обычно происходит по причине заклинивания или неправильной регулировки ручного тормоза. При этом рабочая тормозная система (от педали) в порядке, а стояночная (ручник) всегда частично удерживает машину и нагревает задние диски.
Почему греются тормозные диски после замены
После замены как дисков, так и колодок, первое время (до нескольких десятков километров) детали будут притираться. В этот период действительно возможен небольшой нагрев тормозных механизмов, даже без нагрузки. Однако эффект непродолжителен и выражен слабо. Другое дело, когда нагрев сильный (греется даже колесный диск) — это уже не норма и может привести к поломкам. В большинстве случаев виновником являются все те же подклинивающие из-за поврежденного пыльника поршни суппортов. Работает это так.
На старом диске, толщина которого по мере износа уменьшалась, поршни работали с сильным выдвижением из суппорта. Особенно когда колодки подходили к концу своего ресурса. Как только поставили новые детали (часто в паре с дисками меняют и колодки), возросшая общая толщина диска и колодок утопила поршень обратно в корпус суппорта. Но за несколько лет работы в прежнем положении, та поверхность поршня, что находилась «на улице», успела покрыться грязью и коррозией — такое возникает при повреждении пыльника, часто даже незаметного глазу. В итоге в новом рабочем положении (утопленном в суппорт) поршни подклинивают, что и приводит к нагреву тормозных дисков.
То же самое бывает и при замене колодок. Если на старых ездили до металла, а пыльник при этом был поврежден, то после замены колодок (а значит, смены рабочего положения поршней на более утопленное) возможно подклинивание и нагрев.
Греются тормозные диски: что делать
Глобально проблема перегрева тормозной системы решается двумя путями: либо устранением неисправности, либо корректировками стиля езды. Альтернативой второму методу может стать усиление (тюнинг) тормозов, которые смогут выдерживать темп езды владельца. Исходя из сказанного, типичные способы борьбы с перегревом будут следующие.
- Устранение подклинивания суппортов. В большинстве ситуаций для этого достаточно почистить и перебрать их с использованием специальных ремкомплектов.
- Настройка ручного тормоза — если проблема в его «закусывании». Для настройки ручника предусмотрен специальный алгоритм, описанный в Руководстве по ремонту.
- Установка качественных деталей (колодок и самих дисков) — если проблема не в суппортах и не в ручнике.
- Доработка тормозной системы. В тюнинг тормозов может входить как замена только исполнительных механизмов — суппортов, дисков и колодок, — так и полный апгрейд, включающий мощный вакуумный усилитель, армированные шланги и т.д.
Последствия перегрева тормозных дисков
Во-первых, бьющие диски не работают с должной эффективностью и увеличивают тормозной путь при экстренном торможении со скорости.
Во-вторых, постоянные вибрации негативно сказываются как на комфорте, так и на ресурсе других элементов и систем — например, рулевого управления.
Наконец, если продолжать эксплуатировать сильно перегретый диск, однажды он может лопнуть или даже рассыпаться. Последствия такого сценария едва ли нужно объяснять.
Когда менять тормозные диски: ответ экспертов
Когда и как часто нужно менять тормозные колодки
Вакуумный усилитель тормозов: что это такое, как работает, признаки неисправности, как проверить
Торможение двигателем: что это, как использовать, плюсы и минусы