Как можно более оперативно запустить фиксацию автомобилей без полисов ОСАГО с помощью дорожных камер потребовали в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Соответствующие обращения страховщики направили в МВД, Центробанк и Министерство финансов — документы имеются в распоряжении Autonews.ru. Также, как выяснил Autonews.ru, уже готовы поправки в КоАП, которые нормируют количество фиксаций полисов ОСАГО за один день с помощью дорожных камер, — в МВД возражений по этому поводу не возникло. Разбираемся, когда водителей без ОСАГО начнут штрафовать в автоматическом режиме, как часто и какими будут эти штрафы.
В ГИБДД готовы к фиксации автомобилей без ОСАГО
Согласно данным Autonews.ru, профильными ведомствами разработаны и согласованы поправки в ст. 12.37 КоАП: они уточняют, сколько раз за сутки водителей могут наказывать за отсутствие полисов ОСАГО на основе данных с камер. Как указано в документе, штраф можно будет оформить только один раз. Отметим, что сейчас штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет 800 руб., при этом уже идет обсуждение его повышения до 5 тыс. руб.
Согласно письму Госавтоинспекции за подписью главы ведомства Михаила Черникова (также имеется в распоряжении Autonews.ru), в ведомстве не против таких изменений. Там также отметили, что готовы к запуску фото-видео фиксации машин без ОСАГО после устранения ряда проблем. Их, как отметил Черников, обсуждали 17 мая 2024 года на совместном совещании ответственных ведомств.
Почему машин без ОСАГО станет больше
Поводом для дополнительного давления страховщиков на профильные ведомства стали изменения в законодательстве. Так, 25 июня Госдума приняла закон, согласно которому полис ОСАГО исключен из перечня документов, которые сотрудники Госавтоинспекции проверяют при регистрации автомобилей. 3 июля 2024 года Совет Федерации одобрил поправки.
В случае утверждения закона президентом он вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Как заявил Autonews.ru президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Евгений Уфимцев, это решение ослабит контроль государства за наличием полиса ОСАГО у автовладельцев. По этой причине, по его словам, важно предусмотреть альтернативные механизмы контроля за водителями, которые не оформляют ОСАГО. Таким механизмом, как уточнил представитель страхового сообщества, могла бы стать проверка наличия договора ОСАГО при помощи дорожных камер.
«Эта тема обсуждается давно, и в настоящее время есть понимание о том, какие действия необходимо предпринять для запуска проекта. В частности, представляется правильным внести поправки в КоАП, которые ограничат наложение штрафа за управление автомобилем без полиса ОСАГО, если такое нарушение было выявлено с помощью камер, одним разом в сутки», — сказал Уфимцев.
Действующая редакция КоАП, как уточнил представитель РСА, не содержит подобного ограничения, поэтому штраф может выставляться неоднократно, что может стать «существенным финансовым бременем для автомобилистов».
Пока в РСА не смогли спрогнозировать, когда будут внесены изменения в КоАП. Однако там указали на необходимость реагирования на ситуацию, когда часть автовладельцев игнорирует обязанность заключать договора ОСАГО.
«Это необходимо для того, чтобы защитить именно добропорядочных участников дорожного движения. Как показывает аналитика, именно маргиналы, которые нарушают правила, попадают в ДТП, чаще всего не покупают полис ОСАГО», — отметил Уфимцев.
В своих письмах в ведомства в РСА указали, что в настоящее время у владельцев транспортных средств появляется возможность заключить краткосрочный договор ОСАГО, к примеру, на 1-2 дня, зарегистрировать автомобиль, а дальше — ездить без ОСАГО. И получается, что единственный способ проверить, есть у водителя полис или нет, остается только остановка инспектором ГИБДД.
По оценке РСА, в целом доля водителей без ОСАГО составляет примерно 8-9% от 40 млн автомобилистов, которые сейчас передвигаются по дорогам. В 2023 году доля незастрахованных по ОСАГО автовладельцев составила около 10%.
Для запуска фиксации вместе уже работают МВД, Центробанк и РСА
Как сообщили в РСА, для запуска системы фиксации ОСАГО в марте 2023 года заработала рабочая группа. В нее вошли представители Банка России, Минфина, МВД и РСА.
С МВД, Минфином и РСА было рекомендовано в срок до 15 ноября 2023 года подготовить для рассмотрения на очередном заседании правительственной комиссии решение рабочей группы с определением сроков начала тестовой эксплуатации соответствующей системы фиксации нарушений. Однако этого так и не произошло. Согласно решению рабочей группы, пилотный проект должен заработать следующим образом и в следующем порядке:
- фиксация отсутствия полисов ОСАГО камерами будет происходить, только если водитель нарушил ПДД. То есть камера считала нарушение, к примеру превышение скорости или нарушение разметки, и заодно должна запустить проверку полиса;
- внесение изменений в статью 12.37 КоАП, чтобы водители — нарушители без ОСАГО получали такие штрафы не чаще одного раза в сутки;
- МВД должно со своей стороны обеспечить запуск проекта не позднее 6 месяцев после внесения упомянутых выше изменений в КоАП.
За водителей без ОСАГО придется платить ответственным водителям
Основные проблемы из-за водителей без полисов ОСАГО в основном испытывают автомобилисты, которые страхуют свою ответственность. Так, если водитель без страховки станет виновником ДТП, расходы на починку и восстановление здоровья потерпевшим приходится взыскивать через суды, подав гражданский иск. Денег у виновников чаще всего нет, признают в РСА.
«При этом от приобретения полиса, скорее всего, отказываются наиболее «аварийные» водители, цена для которых будет высокой. То есть проникновение ОСАГО снижается в первую очередь в наиболее рисковом сегменте автомобилистов», — сказали в РСА.
Как будут работать камеры
Генеральный директор Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин объяснил принцип, по которому дорожные камеры должны начать фиксировать водителей без ОСАГО. Для этого он привел следующий пример:
- транспортное средство попадает в поле зрения камер в течение суток по нескольку раз;
- далее камера фиксирует первое правонарушение, и идет сопоставление информации о наличии действующего полиса ОСАГО в базе данных НСИС. И если полиса нет, то приходит штраф.
«Но из-за того, что под камеры транспортное средство может попасть сотни раз, то вносимые в КоАП изменения говорят лишь о том, что учитываться будет только одно нарушение в сутки. Это предполагает, что собственник транспортного средства на следующий день уже будет обладать полисом ОСАГО», — уточнил эксперт.
Если же, по его словам, и на второй день полиса ОСАГО не будет, то собственник получит второй штраф за его отсутствие.
Сколько водителей ездит без полисов
В соответствии с данными ГИБДД, за последние десять лет значительно увеличилась доля невыполнения требований ОСАГО в общей структуре нарушений, выявленных непосредственно сотрудниками ГИБДД: с 1,2% в 2011 году до 12,6% в 2020 году. Кроме того, количество постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 12.37 КоАП в последние годы в среднем составляло 2,8 млн нарушений за год. Как сообщили в МВД, по итогам 2023 года за поездки на незастрахованном по ОСАГО транспорте инспекторы поймали 2,1 млн водителей — это 10,8% дел об административных правонарушениях. Среди всех пресеченных нарушений удельный вес таких фактов снизился по сравнению с предшествующим годом.
Почему фиксация поездок без ОСАГО камерами не работает
МВД и РСА с 2018 года пытаются запустить сотрудничество в части обмена данными о незастрахованных водителях.
Результатом совместной работы и должно было стать начало фиксации машин без ОСАГО с помощью камер. Каждый из участников не раз говорил о готовности со своей стороны. В Москве даже прошло тестирование автоматической фиксации этого вида нарушения. Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов еще в 2018 году в интервью Autonews.ru заявлял, что город готов ввести систему фиксации наличия полисов ОСАГО, как только РСА и МВД объединят свои базы данных.
При этом близкий к разработке документа источник Autonews.ru весной 2023 года рассказал, что для старта фиксации наличия полисов ОСАГО у автомобилистов одних изменений в КоАП недостаточно. По словам собеседника, для этого также необходимо перезаключение государственного контракта в части работы федеральной системы «Паутина». При этом сам тендер, по его словам, на тот момент пока не был объявлен.
Autonews.ru направил запросы в Центробанк и в МВД.
Штрафы с камер за поездки без ОСАГО не превысят ₽800 в день
Скорость и ремни. За что чаще всего штрафуют водителей с помощью камер
«ГИБДД это не нужно». Когда с камер начнут приходить штрафы за ОСАГО
«Народный инспектор» готов. Как еще будут штрафовать водителей