К фиксации поездок мотоциклистов без шлемов в России подключают все больше дорожных камер. О массовом старте такой фиксации рассказали в пресс-службе Минтранса Московской области. Там сообщили, что первые постановления за нарушения этого вида ПДД, зафиксированные в автоматическом режиме, уже вынесли в Балашихе. Как сообщили в ведомстве, чтобы научить камеры распознавать этот сложный состав нарушений ПДД, эксперты готовились все межсезонье.
«Чтобы нейросеть корректно работала, специалисты обработали более 1,5 млн эталонных изображений с камер. Этот функционал активно внедряется на большем количестве комплексов фотовидеофиксации, в первую очередь на комплексах «Азимут 4». 600 единиц которых были дополнительно установлены на дорогах Подмосковья в 2023 году. Это работа на опережение, которая позволяет снизить и предотвратить ДТП с тяжкими последствиями», — рассказал заместитель председателя правительства — министр транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья Алексей Гержик.
В период с января по конец мая на дорогах Подмосковья произошло 114 ДТП с участием мототранспорта, в которых погибли 14 человек, а 120 человек получили травмы разной степени тяжести, в том числе 26 детей. При этом в 24 ДТП водители и пассажиры были без шлемов и защитной экипировки. За аналогичный период прошлого года зафиксировано 115 ДТП, в которых 15 человек погибли, 122 человека были ранены.
Аналогичная фиксация работает и в Москве. Как сообщили Autonews.ru в пресс-службе центра организации дорожного движения (ЦОДД), комплексы фотовидеофиксации на московских дорогах фиксируют не только самих мотоциклистов, которые управляют мотоциклом без мотошлема, но и пассажиров без него.
«Около 500 камер могут выявлять это нарушение. Тестирование технологии проходило с 2021 года», — отметили в ЦОДД.
Как камера понимает, что мотоциклист или пассажир без шлема
При фиксации езды без шлема в автоматическом режиме собственники транспортных средств получают штраф в размере 1 тыс. руб. Согласно п. 2.1.2 ПДД, «водитель обязан при управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема». Шлем является важнейшей частью защитной экипировки мотоциклиста. По данным Всемирной организации здравоохранения, использование шлема может снизить риск смерти при аварии более чем в шесть раз, а риск черепно-мозговой травмы на 74%.
Наличие или отсутствие шлема на первом этапе определяет искусственный интеллект по характерным признакам — так же, как и в случае с непристегнутыми ремнями безопасности. Об этом рассказали в пресс-службе Минтранса Мособласти. После того, как фото- и видеоматериалы с комплексов фотовидеофиксации проанализировала нейросеть, эти же материалы проверяют сотрудники Госавтоинспекции. Они и принимают решение о вынесении штрафа. Любые сомнения инспектора трактуются в пользу водителей. В работу идут только точные снимки.
В ЦОДД добавили, что нейросеть обучали распознавать шлемы разных форм и размеров, отличать их от головных уборов и причесок. При этом сомнения трактуются в пользу мотоциклиста, а если водитель не согласен со штрафом, он может обратиться в Госавтоинспекцию, в том числе через сайт Госуслуг.
Во избежание ошибок ЦОДД использует многоэтапную систему контроля всех фиксаций с признаком нарушений:
- все включенные камеры установлены так, чтобы обеспечить самый качественный для фиксации ракурс;
- каждый материал проверяется техниками обработки информации ЦОДД;
- после этого материал с признаком нарушения направляется в Госавтоинспекцию, где инспектор принимает решение о вынесении постановления.
В пресс-службе ассоциации производителей и операторов дорожных камер «Око» уточнили, что любые современные комплексы фотовидеофиксации оснащены на борту оборудованием, которое можно обучить распознавать различные образы. В том числе и мотошлемы. Самое главное — достаточный объем материалов, чтобы обучить нейросеть.
«Функция распознавания езды без шлема активно внедряется на комплексах «Азимут 4». Одновременно «Азимут 4» может фиксировать все типы нарушений ПДД», — отметили в организации.
В свою очередь эксперт в области фото-видеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман считает, что для обучения нейросети было действительно было достаточно 1,5 млн показов эталонных изображений.
«Дальше, очевидно, операторы провели тесты, проверили процент ошибок, (условно не более Х ошибок на Y фиксаций), а по достижении заданного процента запустили в работу», — отметил он.
Говоря про возможные ошибки, при которых, например, камера может принять шлем за лысую голову и наоборот, Шухман признал, что их не избежать. Однако, по его мнению, если операторы будут внимательно отсматривать материалы, ошибочных постановлений будет немного.
«Камеры ошибаются и будут ошибаться. В том числе и по данному составу, тем более мотоциклисты любят нестандартную аэрографию и украшательства шлемов. Но это вопрос визуальной оценки инспектором, — сказал эксперт. — В отличие от непристегнутого ремня и телефона в руках все-таки визуально отличить шлем от головы будет проще. Поэтому, если инспектор будет добросовестно отсматривать фиксации, ошибки будут выбраковывать в ЦАФАП».
В заключение он признал: если поставить фиксацию «на конвейер», ошибки конвертируют в постановления и заниматься их оспариванием придется самим водителям.
Многие мотоциклисты любят нестандартную аэрографию и украшательства шлемов
Напомним, что в 2023 году количество стационарных комплексов фотовидеофиксации увеличилось до 25,2 тыс. (+9,8%). Передвижных стало меньше — до 3,1 тыс. (–1,2%). Кроме того, стало больше камер, которые размещают прямо на бортах автомобилей ГИБДД, например в мигалках, а также на специализированном транспорте, — их количество выросло до 900 (+6,3%). На основе данных с камер инспекторы ГИБДД в 2023 году оформили 221 млн постановлений о штрафах. Это 92% от общего количества оформленных штрафов.
Из них 181 млн штрафов пришел за превышение скорости. Чаще всего водители ехали быстрее на 20–40 км/ч — за это штрафуют на 500 руб.
В настоящее время продвинутые дорожные камеры умеют автоматически распознавать более 50 видов нарушений. Помимо классической фиксации превышения скорости, устройства в том числе могут определить следующие несоблюдения правил:
- нарушение правил остановки, повлекшее создание препятствий для движения других автомобилей;
- нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов;
- нарушение правил пользования телефоном водителем;
- пересечение «островка безопасности»;
- движение между полос;
- езда без включенных фар ближнего света или дневных ходовых огней;
- движение по тротуару;
- заезд под «кирпич»;
- движение по трамвайным путям через перекресток;
- движение задним ходом и разворот не из крайнего положения;
- нарушение правил стоянки на местах для электромобилей.
Без ГИБДД и с разногласиями: выплаты по европротоколу захотели поднять
С 1 сентября дорожные камеры начнут работать по-новому. Что изменится
В Москве повысят штраф за неоплаченный проезд по платным дорогам
Скорость и ремни. За что чаще всего штрафуют водителей с помощью камер