В 2025 году компаниям BMW и Mercedes необходимо разрешить продавать свои автомобили на российском рынке. Об этом в интервью газете Berliner Zeitung заявил глава консалтинговой фирмы Schneider Group Ульф Шнайдер. По его словам, производителям нужно поторопиться, пока российский рынок окончательно не захватили китайские марки.
Autonews.ru пообщался с экспертами и узнал о перспективах возвращения немецких брендов в Россию: что их тут ждет, и о чем следует помнить.
Все зависит от большой политики
Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, говорить о возвращении западных брендов пока преждевременно, от компаний не поступало никаких официальных заявлений. По его словам, в данном вопросе речь идет и о насыщении отечественного рынка, и конкуренции, что поспособствует снижению цен.
«Главное — это интересы наших автолюбителей, наших производителей, наших потребителей, чтобы они могли получать более качественный товар за меньшие деньги. Конечно, государство обязано для этого делать все возможное. Одновременно не забывая о своих собственных производителях. Здесь тонкий баланс, но он всегда необходим»
К информации о возможном возвращении в Россию немецких компаний автоэксперты отнеслись скептически. По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, вопрос лежит исключительно в политической плоскости и предсказывать тут какие-то сроки не представляется возможным.
«Финальное решение будет следствием большой политики. Предугадать все достаточно сложно. Скорее можно лишь наблюдать за развитием ситуации», — сказал эксперт.
Аналогичного мнения придерживается глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он отметил, что возврат глобальных брендов на российский рынок зависит исключительно от геополитического вопроса.
«При этом сам Шнайдер может говорить все что угодно. Все и всё прекрасно и так понимают», — отметил эксперт.
В свою очередь, в пресс-службе ГК «Альфа-Лизинг» не стали исключать вероятного возвращения представителей немецкого автопрома в Россию. Однако не без влияния все тех же факторов.
«Прежде всего это геополитическая обстановка, а также общая ситуация с санкциями», — сказал Autonews.ru представитель компании.
Рано радоваться
Руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев обратил внимание на то, что столь громкое заявление сделал представитель консалтинговой компании Schneider Group, которая не имеет прямого отношения к автомобильному бизнесу. Поэтому серьезно относиться к этому призыву все же не стоит, считает эксперт.
«Пока действуют санкции, говорить об этом проблематично. Возможно, заявление Шнайдера стоит больше расценивать как призыв к зарубежным политикам перестать эскалировать ситуацию и начать искать выходы к мирным переговорам, в том числе для того, чтобы спасти крупные немецкие автомобильные компании, которые переживают нелучшие времена», — отметил он.
«Возвращение будет легким, но дорогим»
При этом Мосеев со ссылкой на свои источники в зарубежных автокомпаниях подтвердил информацию об их желании вскоре вернуться в Россию. По его словам, это связано с неудовлетворительными продажами непосредственно в Европе.
«Особенно это касается среднего сегмента, который наиболее сильно пострадал в нынешней экономической ситуации. К тому же важно понимать: чем дольше западные компании будут отсутствовать на российском рынке, тем тяжелее будет их возвращение», — заметил эксперт.
Он добавил, что для этого, разумеется, требуется ослабление санкционного режима, правила которого иностранные автопроизводители строго соблюдают. Мосеев уверен, что при «зеленом свете» возвращение для европейских компаний пока будет «достаточно простым».
«Как будет отмашка их правительства, поверьте, к нам выстроится очередь из зарубежных компаний. Российский рынок представляет для них огромный интерес. Важный момент — наш потребитель до сих пор их хорошо помнит. Да, отчасти российский водитель уже привык к «китайцам», однако надо понимать, что это происходит вследствие отсутствия альтернатив. При этом такой лояльности, которая была в свое время к машинам немецких, японских и корейских брендов, у марок из КНР сейчас нет», — отметил эксперт.
Однако, по его словам, из-за изменившейся стратегии государства по отношению к автопроизводителям это возвращение будет совсем не дешевым. В первую очередь речь идет о новых ставках утильсбора в России.
«В такой ситуации снова заходить на наш рынок нужно будет только с производством внутри страны. Конечно, это потребует дополнительных инвестиций от компаний», — подчеркнул Мосеев.
Также он отметил, что многое будет зависеть еще от того, как зарубежные компании уходили или приостанавливали свою деятельность в России. И тут, по его словам, ситуация диаметрально разная.
«Как вы помните, Mercedes ушел, что называется, громко хлопнув дверью. Думаю, это в будущем, конечно, может повлиять на его положение в России. Абсолютно другой пример — BMW, который сделал фактически все то же самое, но максимально дипломатично и культурно».
«Дилеры выстроятся в очередь»
Шапарин считает, что в случае возвращения немецких марок в Россию к их представителям возникнет очередь из дилеров. Эксперт уверен, что продавцы будут «готовы на любые условия», лишь бы им разрешили продавать автомобили этих брендов на нашем рынке.
«Поверьте, водитель, который смог позволить себе условный Zeekr и поездил на нем, со 100% вероятностью и удовольствием пересядет на Mercedes. Если камбэк случится, «китайцам» предстоит серьезно подвинуться в ценах, дабы сохранить лояльную аудиторию», — уверен Шапарин.
Он добавил, что продажи машин из Европы дилеры организуют «как можно быстрее». При этом эксперт уверен, что с возобновлением производства в России у импортных компаний наверняка возникнут сложности (сейчас их предприятия в нашей стране принадлежат другим владельцам), и для восстановления всех процессов потребуется время.
Все дело в деньгах
В пресс-службе ГК «Альфа-Лизинг» заявили, что в случае возвращения западным маркам придется корректировать ценовую политику в борьбе за клиента с китайскими марками. Также в компании считают, что отношение к брендам из Германии у нас серьезно изменилось после того, как Mercedes, BMW и Audi отключили российских пользователей от своего программного обеспечения. Это вызвало массу проблем у автовладельцев с диагностикой, обслуживанием и ремонтом.
«Это привело к тому, что россияне стали чаще отказываться от немецких автомобилей. Например, в январе 2023 года на продажу было выставлено на 60% больше авто премиум-сегмента, чем за аналогичный период 2022 года. В том числе моделей Mercedes, Range Rover, BMW», — заметил представитель ГК «Альфа-Лизинг».
Какие немецкие автокомпании работали в России
Немецкая компания BMW имело собственное производство в России на заводе «Автотор» в Калининграде. В марте 2022 года концерн объявил об остановке предприятия. Также компания прекратила экспорт автомобилей на российский рынок. Сейчас на «Автоторе» собирают модели китайских брендов. Что касается дилеров, то они тоже переключились на продажу автомобилей из КНР.
При этом BMW никогда не заявлял о полном уходе из России, в отличие, скажем, от Renault, Nissan и Toyota. Кроме того, продолжает работу в стране и российский офис ООО «БМВ Русланд Трейдинг». Правда, «официальные» BMW в дилерских центрах давно закончились, а их места заняли модели из параллельного импорта.
Концерн Mercedes-Benz в марте 2022 года тоже объявил об остановке поставок новых машин в Россию, а также «заморозке» сборочного предприятия в подмосковном Есипово. Активы немецкой компании приобрел «Автодом». Что касается автомобилей, то в продаже их предостаточно — параллельный импорт свое дело делает.
Аналогичная ситуация сложилась с немецким Volkswagen, который весной 2022 года остановил сборочный конвейер в Калуге и полностью прекратил поставку машин в Россию. Кроме этого, немцы пытались бороться с параллельным импортом, но их стремления успехом не увенчались. Модели по-прежнему можно найти в российских шоурумах.
Что касается Audi и Porsche, то эти бренды производств в России не имели. Обе компании в начале 2022 года заявили о приостановке своей работы на нашем рынке, однако о полном уходе никогда не говорили. Продукцию немецких марок дилеры поставляют на рынок самостоятельно. Причем в большинстве случаев продавцы дают на машины собственную гарантию, которая, по их словам, ничем не отличается от «официальной».