Анри Лабурдет
Одним из первых, кто понял и оценил великую силу искусства в индустрии машиностроения, стал француз Анри Лабурдет. Его стремление создавать автомобили было вполне естественным, учитывая, что отец, Жан Лабурдет, владел компанией по производству карет еще в конце девятнадцатого века.
Семейное наследство уже предполагало, что дело будет процветать. Но никто заранее не знал, что Анри будет одним из первых в мире дизайнеров: свой автомобиль он создаст в 1912 году вместе с братом Жан-Жаком. Машина называлась Skiff Torpedo.
Panhard & Levassor X19 Labourdette Skiff Torpedo
Корпус в форме лодки был изготовлен из дерева, а детали соединялись медными заклепками. И плавные формы, и сочетание фактуры и цвета говорили о том, что мир получил настоящее произведение искусства, а дизайн отныне станет неотъемлемой частью автомобиля.
Материал написан в рамках РБК х VOYAH Fashion November — проекта РБК о российской индустрии моды при поддержке VOYAH — бренда инновационных гибридных автомобилей класса премиум.
Читать все материалы проекта
Реклама, ООО «Моторинвест»
Харли Эрл
Производственный цикл строится на своих законах и дизайн должен соответствовать общей конструкторской идее. Американский дизайнер Харли Эрл понял это одним из первых. Именно его считают отцом промышленного дизайна. В отличие от Лабурдета, он предпочитал глину. Из нее он еще в 16 лет изготавливал макеты будущих автомобилей и мог наглядно представить, что в итоге получится.
Дизайнер Харли Эрл из General Motors изучает полномасштабную модель Buick Le Sabre
Эрл считал важным, что садясь в автомобиль, человек может почувствовать максимальный комфорт. Все должно быть подчинено этой задаче. А для этого необходим «коллективный разум», поскольку только на собственные ощущения полагаться нельзя. Родившийся в Голливуде Эрл в начале своей карьеры создавал эксклюзивные авто для только что появившихся кинозвезд. Затем он работал дизайнером для Cadillac, где создал ровно 100 моделей этого автомобиля, не похожих друг на друга. А затем 31 год своей жизни он отдал General Motors, где возглавлял отдел стайлинга. Под его руководством концерн, в частности, разработал первый в истории концепт-кар — Buick Y-Job
Джорджетто Джуджаро
Если говорить о символах, иконах стиля, признанных авторитетах, то мы непременно выйдем на Джорджетто Джуджаро. Не случайно он назван «Дизайнером XX века», и его имя оказалось в Зале автомобильной славы. Он работал с лучшими производителями автомобилей, и везде прославился своими работами. Но в историю вошел, прежде всего, как автор дизайна первого поколения Volkswagen Golf, серийный выпуск которого начался в марте 1974 года.
Джорджетто Джуджаро
Не зря автомобиль вызывает ассоциацию с оригами. Здесь такие же точеные грани, какие мастера этого искусства создают из бумаги. Эта марка стала родоначальницей целого класса компактных авто. На дороги вышло около семи миллионов Volkswagen Golf первого поколения.
Ян Каллум
Если Джорджетто Джуджаро стремился работать со многими производителями авто, то Ян Каллум, директор по дизайну Jaguar, всю жизнь стремился именно к этой марке, хотя тоже поработал в различных именитых фирмах, например Aston Martin и Ford. Еще подростком написал руководству компании с просьбой принять его на работу. В ответ получил письмо с добрым советом получить хорошее образование. Ян к совету прислушался, получил два высших образования и стал настоящим интеллектуалом. К тому же он оказался подлинным знатоком искусств. Различные университеты мира присвоили ему пять почетных докторских степеней. Есть и титул от британского Королевского общества искусств (RSA). Но, пожалуй, самое значимое — он стал главным дизайнером компании детской мечты.
Ян Каллум
Мечта ему досталась в достаточно плачевном состоянии: ретро-подход к дизайну Jaguar медленно убивал эту марку и тормозил внедрение новых технологий. Каллум во главе дизайнерского подразделения бренда решил эту проблему, сумев сочетать неповторимый стиль Jaguar с новейшими разработками. В компании под его руководством разработаны такие инновационные модели, как Jaguar XK, XF и флагман марки Jaguar X
Марчелло Гандини
В марте нынешнего года ушел из жизни один из самых ярких автодизайнеров современности Марчелло Гандини. Его сравнивают с известным соперником Джорджетто Джуджаро. До сих пор современники не могут решить, кто из них более великий. В 1960-е начинающему дизайнеру-самоучке бюро «Бертоне» дали сразу три важных заказа. Главным из них оказался суперкар Lamborghini Miura, который произвел настоящий фурор на Женевском автосалоне в 1966 году. Позднее Гандини говорил о своих взглядах, что ему присущ дух современности, инноваций и сокрушения стереотипов.
Марчелло Гандини на вручении почетной степени в области машиностроения в Туринском политехническом институте, 12 января 2024 г.
Какую работу можно выделить? Задача не из легких. Маэстро работал как с дорогими суперкарами, например, Lamborghini Countach или Ferrari Dino, так и с бюджетными массовыми моделями, например Audi 50. Всего на его счету более 50 авто. Однако, сам он был на удивление скромным и ездил на самых простых машинах, причем не обязательно собственного дизайна.
Джованни Баттиста Фарина
Не каждому везет со старшими братьями. Но Джовани Баттиста Фарина, десятому из одиннадцати детей в семье, повезло: его братья владели кузовной мастерской Stabilimenti Industriali Giovanni Farina S.A. Подсказав в 11 лет форму радиатора основателю Fiat Аньелли, Фарина уже тогда понимал, чем будет заниматься в жизни. Свое собственное кузовное ателье он открыл в 1930 году в родном Турине, и называлось оно Carrozzeria Pininfarina. Пиннин (младший) — прозвище Джованни стало со временем знаком качества и индивидуальности. В середине 20 века в Италии можно было найти много дизайнерских автомобильных фирм, но одной из главных среди них была компания Pininfarina, которой в 2025 году исполнится 95 лет. И ее репутацию сформировал основатель, дизайнер автомобилей Баттиста Фарина.
Джованни Баттиста Фарина (в центре) и Энцо Феррари (справа) на встрече в Маранелло, 1958 год
Ferrari 250 GT, Lancia Aurelia, Lancia Flavia, Cadillac Eldorado Brougham — даже этих названий достаточно, чтобы обозначить эпоху. А были еще Alfa Romeo 6 °C, Cisitalia 202 и многие другие модели, позволяющие оценить полет мысли Фарины и его сына Серджио.
Широ Накамура
У этого японского дизайнера автомобилей есть прозвище «пальцы» — за любовь к музыке. Вплоть до выхода на пенсию в 2017 году он руководил дизайном сразу трех культовых брендов — Nissan, Datsun и Infiniti. До прихода в Nissan он руководил дизайном Isuzu. Накамура с увлечением играет на контрабасе и несколько раз в год выступает в одном из японских баров. Когда он работает над дизайном автомобиля, он сравнивает себя с дирижером оркестра.
Широ Накамура представляет концепт Vmotion 2.0 на Североамериканском международном автосалоне (NAIAS), Детройт, 9 января 2017 года
Он всегда увлекался и дизайном, и музыкой, находя вдохновение в искусстве. И когда после окончания университета и карьеры в Isuzu, он получил приглашение на должность главного дизайнера Nissan, понял, что именно здесь он может совместить обе свои страсти. Он начал разрабатывать новую философию авто, вдохновившись джазом и роком. Это помогло ему вернуть проектам компании индивидуальность и сочетать с традиционной японской эстетикой. Nissan Qashqai, Juke, Murano, Infiniti FX и Essence — основные достижения дизайнера, позволившие ему оставить свой след в истории авто.
Горден Вагенер
Уроженец Эссена Гордон Вагенер начинал свою карьеру в качестве дизайнера экстерьера автомобилей Volkswagen, Mazda и General Motors. В 29 лет он пришел работать на рядовую позицию в Mercedes-Benz, и уже более четверти века трудится в этом именитом немецком концерне. Сейчас он руководит дизайном автомобилей Mercedes-Benz, Gelandewagen, Maybach.
Горден Вагенер перед кабриолетом Mercedes-Maybach S-Class
Вагенер известен своим безупречным вкусом. Под его руководством у творческой команды открылось второе дыхание, благодаря чему последние модели Mercedes-Benz нередко сравнивают с произведениями искусства.
Это философия знаменитого дизайнера: модели должны быть ясными, эмоциональными и уметь вдохновлять.
Юрий Долматовский
А где же отечественные дизайнеры? Возможно, это кого-то удивит, но они везде. Российские специалисты трудятся в самых известных автомобильных компаниях, причем успешно. Но есть и уникальные специалисты, имена которых вошли в историю. Это прежде всего Юрий Долматовский. Его творческая жизнь подтверждает расхожую истину: все толковое и значимое в этом мире начинается с книги. Он и начал заниматься созданием образа автомобилей еще в 1932 году, будучи студентом Московского полиграфического института. Потом, после третьего курса, все же перешел в Московский автомеханический, но книжная графика уже сказала свое слово, сформировала вкус и стремление к совершенству.
ИМЗ-НАМИ А50 «Белка», 1955 год
Юрий Долматовский посвятил дизайну практически всю свою жизнь: он работал в различных НИИ, на ЗИЛе и создал более 70 образцов различных автомобилей. Не все из них дошли до производства, но те, что известны, стали настоящим прорывом. Специалисты выделяют компактные легковые автомобили так называемого вагонного типа НАМИ-013, «Белка» ИМЗ-НАМИ — А50 и специализированное такси ВНИИТЭ-ПТ (перспективное такси).