На Петербургском международном газовом форуме, который проходит в Северной столице с 8 по 11 октября, представлены сразу несколько моделей, которые могут работать не только на бензине или дизеле, но и использовать природный газ. При заправке автомобиля газом эксплуатационные расходы заметно снижаются.
Интерес резко вырос
За девять месяцев 2024 года выпуск газомоторных машин для российского рынка увечился на 90% по сравнению с тем же периодом прошлого года. А производство самой популярной «газовой» легковой модели — Lada Vesta CNG — выросло на 77%.
По данным компании «Газпром газомоторное топливо», в России выпускают около 300 моделей транспортных средств, которые могут в качестве топлива использовать природный газ. В частности, такие машины делают КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ, калининградский «Автотор», «Москвич», УРАЛ, «Волгабас», УАЗ.
Таксисты и логисты довольны
Причина, почему все больше водителей обращают внимание на газ, понятна — финансовая экономия. Производители техники на природном газе получают поддержку по программе субсидирования Минпромторга России, что позволяет уравнивать стоимость газомоторной техники и транспорта на традиционном бензине или дизеле.
Но главное, что метан (или, как его иногда называют, компримированный природный газ — КПГ или CNG от английского Compressed natural gas) получается заметно дешевле бензина или дизеля. Стоимость газа на АЗС остается на стабильно низком уровне: рост цен на метан значительно ниже инфляции.
Так, за последние три года прирост стоимости метана составлял ежемесячно в среднем 0,5%, пиковое значение было в январе 2022 года — 2,87%. При этом средний уровень инфляции за аналогичный период — 9,8%. И сейчас цена газа не превышает 50% от стоимости бензина и дизеля.
По данным Росстата, средние цены 95-го бензина в России на 30 сентября 2024 года составляли 58,83 руб., а литр дизельного топлива стоил 66,97 руб. (а в Москве 95-й — уже больше 60 руб.). При этом средняя стоимость компримированного природного газа на сети «Газпром газомоторное топливо» в России на 1 октября 2024 года была 25,01 руб. Расход этого топлива практически равен жидкомоторному.
Все выгоды от использования метана уже давно почувствовали таксисты и логистические компании. Расчеты показывают, что один легковой автомобиль на метане при пробеге 7,5 тыс. км в месяц требует на топливо меньше почти на 20 тыс. руб. В расчете на год максимальная выгода составит до 230 тыс. руб. Эксплуатация большегрузов на метане показывает выгоду до 5 руб. на 1 км.
Субсидия на оборудование
Еще одна причина роста интереса к машинам, которые используют газ в качестве топлива, — государственные субсидии. Благодаря государственному софинансированию можно получить скидку при установке на машину газобаллонного оборудования.
Так, при переоборудовании легковой модели массой до 1800 кг субсидия достигает 65 тыс. руб. А категория «до 1800 кг» — это подавляющее большинство продающихся сейчас легковых седанов и кроссоверов. В результате средняя стоимость переоборудования легкового автомобиля на газ в регионах, которые попадают в программу субсидирования, составляет всего 46 тыс. руб. Учитывая разницу цен между бензином и метаном эти затраты быстро окупаются.
Расчеты показывают, что по стоимости километра пробега автомобили, которые используют метан, оказались самыми выгодными. Причем они даже выгоднее электромобилей. Для сравнения были выбраны такие модели, как бензиновый кроссовер Chery Tiggo 4, дизельный пикап Sollers ST6 и электромобиль «Москвич 3е». В качестве «газового» ориентира был взял Chery Tiggo 4 с учетом затрат на переоборудование. А исследование учитывало расходы на сам автомобиль, топливо и техническое обслуживание.
И оказалось, что стоимость пробега бензиновой машины составляет 14,9 руб. на 1 км, дизельной — 18,4 руб., а машины на метане — 12,7 руб. А вот себестоимость пробега электромобиля — 19,2 руб. Все дело в его изначально более высокой стоимости по сравнению с бензиновым автомобилем.
Что показывают на форуме
На Петербургском международном газовом форуме — в павильоне F и на уличной экспозиции — представлены интересные образцы автомобилей и спецтехники, которые могут работать на природном газе. Экспозиция организована «Газпром газомоторное топливо» совместно с партнерами.
Например, битопливный кроссовер SWM G01. Это совместный проект компаний «Газпром газомоторные системы» и калининградского «Автотора», который занимается сборкой машин.
Lada Vesta с опытной системой адсорбированного природного газа. Суть новой технологии заключается в том, что молекулы газа в баке хранятся в «связанном» состоянии в порах адсорбента. Благодаря этому газ можно хранить при значительно меньшем давлении, чем сжатый. Это новейшая разработка ученых Института физической химии и электрохимии имени Фрумкина.
Специалистам будет интересен экскаватор ЧЕТРА Е220-NC LNG с газодизельной топливной системой для использования в дорожном строительстве и на карьерах — самый легкий и маневренный в линейке.
Еще один уникальный экспонат — вагон-дом производства ООО «Завод паровых установок «Юнистим», разработанный при участии ООО «Газпром трансгаз Уфа». Фургон комфортен для проживания во время вахты за счет использования оборудования на метане для отопления, освещения, приготовления и хранения пищи, работы генератора, бытовых приборов.
Привезли в Петербург и грузовой Sitrak C7H с газодизельной топливной системой. Эта модель уже успешно прошла тестирование у крупных ретейлеров.
Также на экспозиции представлен прототип коммунальной машины «Делотрак».
Презентации учебно-экзаменационных седанов BAIC U5 Plus и Lada Vesta посвятят отдельное мероприятие. Эти автомобили не просто могут ездить на метане, но еще и созданы специально для людей с ограниченными возможностями. Производство моделей с ручным управлением налажено в сотрудничестве с ДОСААФ России. В автошколах такие машины востребованы для обучения ветеранов СВО.
Мероприятие пройдет на стенде D8 в павильоне F 10 октября в 11:00. Экспозиция открыта ежедневно с 10 часов до 11 октября.