В России с 1 октября одновременно с повышением ставки утилизационного сбора начал действовать новый порядок ввоза автомобилей из стран ЕАЭС. В первую очередь правительство подобными мерами хочет серьезно ограничить так называемый серый импорт. Autonews.ru с помощью профессиональных продавцов решил разобраться, как это нововведение повлияет на российский рынок и что происходит в автосегменте в соседних странах.
Что изменилось
Правительство с 1 октября максимально затруднило деятельность продавцов, которые оформляли автомобили в странах ЕАЭС, а затем продавали их в нашей стране. Такая схема, которую эксперты называли «белорусской лазейкой», помогала импортерам снизить таможенную стоимость и, следовательно, выставить машину на продажу по более низкой цене.
Однако теперь если с момента ввоза авто в ЕАЭС не прошло 12 месяцев, то при его попадании в Россию утильсбор для владельца будет коммерческим. Как итог — «белорусская лазейка» перестает действовать, а импорт из соседних стран, скорее всего, сократится.
Впрочем, в беседе с Autonews.ru заместитель директора компании «WestMotors Белоруссия» Максим Пархимович порядок растаможки автомобилей в Белоруссии не стал называть откровенной лазейкой. Речь тут может идти только о некоторых льготах в этом вопросе. Он подчеркнул, что в этой стране все машины возрастом до трех лет растаможиваются исключительно через оценку таможенной стоимости с привлечением государственных экспертов.
«Поэтому случаи занижения таможенной стоимости тут просто исключены. Однако такая проблема наблюдалась в Киргизии. И изначально вся эта история с повышением утильсбора в России связана именно с киргизским трафиком», — уверен Пархимович.
«Вешалки» и сокращение импорта
Специалист по независимой технической экспертизе транспортных средств компании «Автобарон» Никита Набока спрогнозировал уменьшение количества поставляемых автомобилей в Россию из Казахстана и Белоруссии. Однако эксперт подчеркнул, что ужесточение импорта не сможет кардинально изменить отечественный рынок.
Заместитель директора компании «WestMotors Белоруссия» Максим Пархимович также ожидает падения импорта в Россию из соседних стран. Нововведение правительства России он назвал фактически «заградительной мерой» ввоза автомобилей, растаможенных не в нашей стране.
«При этом мы ожидаем увеличения потока машин в Россию, которые уже год как растаможены в Белоруссии», — заявил эксперт.
Схожее мнение высказал генеральный директор компании LFA Service, специализирующейся на подборе, доставке и ремонте автомобилей из-за границы, Ярослав Полозов. Он уверен, что, несмотря на новые ограничения, российские водители без европейских, японских и американских машин не останутся. При этом эксперт признал возможное сокращение импорта моделей из Белоруссии по причине проблемной логистики. По его словам, это неминуемо приведет к дополнительному вовлечению заинтересованных лиц, которые облегчают «проезд» машин на российский рынок. Итог — подорожание автомобилей, ввозимых из стран ЕС, на сотни тысяч рублей и даже более.
«Многие компании пользуются услугами так называемых вешалок («серые» продавцы. — Autonews.ru), которые снижают таможенные сборы вполовину за счет оформления на граждан, подпадающих под льготы. Так или иначе регистрация автомобиля после таможни является обязательным пунктом. Другое дело, что в какой-то момент лавочка может прикрыться, как не так давно случилось с киргизской таможней, после чего владельцам пришлось доплачивать пошлины», — рассказывает Полозов.
Также специалист предупредил о рисках потери самой машины в связи со сложной логистикой. Правда, тут российские ограничения ни при чем. Скорее речь о западных санкциях, которые регулярно ужесточаются. По его словам, из-за сложной цепочки поставок автомобиль может просто «раствориться», не доехав до границы. Также известны прецеденты, когда заказанная модель терялась еще в порту.
Рост цен у «соседей»
По словам Набоки, ситуация на российском автомобильном рынке в некоторой степени влияет и на соседние страны. В связи с интересом со стороны отечественных клиентов в Белоруссии и Казахстане повысился спрос на ввозимые машины. Это привело к удорожанию автомобилей в этих странах. Впрочем, эксперт назвал этот рост цен незначительным.
«Тенденции рынка показали, что увеличение спроса приводит к удорожанию логистики импортируемых в эти страны автомобилей. Этот фактор можно назвать основным. Кроме того, повышенный спрос сам по себе прогнозирует удорожание цен от собственников в этих странах», — подчеркнул Набока.
В свою очередь, Пархимович считает, что увеличившийся спрос россиян на автомобили из Белоруссии и Казахстана не привел к росту стоимости машин в этих странах. По его словам, гораздо сильнее на ценообразование влияют другие факторы. Например, колебания курсов валют, логистика и количество предложений.
«Надо понимать, что маржинальность — это не просто условные «хотелки» продавца, она всегда ограничена многими факторами», — подчеркнул он.
Главный редактор журнала «За рулем Казахстан» Алексей Алексеев рассказал Autonews.ru, что начиная с 2022 года многие автомобили из Казахстана действительно стали активно ввозить в Россию. Разумеется, это связано с массовой приостановкой деятельности целого ряда автобрендов на отечественном рынке. Впрочем, серьезного влияния на рост цен машин в этой стране тренд не оказывал. Основным драйвером тут был дефицит моделей, который образовался еще в «ковидные времена» в связи с нехваткой полупроводников.
«У дилерских центров появились так называемые помогайки, которые вылавливали людей и предлагали сразу же перекупить машину для России. При этом, по данным Автомобильного союза, за 2023 год в вашу страну было отправлено всего 16 тыс. официально проданных автомобилей», — добавил Алексеев.
По словам эксперта, с этой тенденцией в Казахстане активно боролись. Однако дело опять-таки не в росте цен, а в опасении попадания под вторичные санкции. Например, в Казахстане была запрещена продажа машин по российскому паспорту, а позже дилеры стали брать обязательства с клиентов, что купленная модель не будет перепродана россиянам.
Снижение цен
О возможном падении цен на автомобили в Белоруссии и Казахстане на фоне снижения импорта в России Набока говорит крайне осторожно. Он отметил, что такой тренд вероятен только при ряде дополнительных условий.
«В данном случае есть еще и внешний фактор. Страны, из которых осуществляется импорт в Белоруссию и Казахстан, на текущий момент имеют тенденцию на удорожание автомобилей. Ответ на данный вопрос даст только время», — подчеркнул Набока.
Пархимович подтвердил факт определенного «затаривания» рынка Белоруссии, которая, по его словам, «даст о себе знать». Он объяснил, что в страну было завезено большое количество машин, но только часть из них, хоть и достаточно большая, «уехала» в Россию.
«Однако есть определенное количество автомобилей, которые не успели продастся на ваш рынок и остались здесь. Цены на такие машины действительно могут упасть», — рассказал эксперт.
Одновременно он отметил, что резкого падения стоимости машин ждать не стоит. На небольшое снижение цен можно будет рассчитывать в перспективе от нескольких месяцев до полугода. Причем коснуться оно должно низа рынка и ближайшей к нему середины.
Если говорить о рынках, где изначально покупается автомобиль, будь то США, Европа, Корея или ОАЭ, то они с Белоруссией и Казахстаном никак не связаны. «Если мы возьмем, к примеру, Америку, то новое постановление российского правительства никакого влияния на местные цены, разумеется, не окажет», — объяснил Пархимович.
В компании Amiz Motors, занимающейся поставкой и обслуживанием автомобилей из США, наоборот, считают, что снижения цен на машины в соседних странах в связи с новыми ограничениями российского правительства ждать не стоит. В качестве примера представитель этой фирмы привел Белоруссию.
«Надо понимать, что не сами белорусы вкладывали деньги в эти автомобили. Машины привозили сами россияне, но через белорусские фирмы. Поэтому тут каких-то кардинальных перемен в прайс-листах ждать не приходится», — резюмировал в беседе с Autonews.ru сотрудник компании.
Что будет с вторичным авторынком
Гораздо сильнее нехватка автомобилей в России повлияла на вторичные рынки соседних стран. Как признаются некоторые продавцы, с 2022 года они фактически «выгребли» все приличные варианты с местных рынков. Алексей Алексеев подтвердил, что такая ситуация наблюдалась и в Казахстане.
«Очень много «бэушки» в возрасте до трех лет завозилось в Россию. Кроме этого, вспышка спроса на подержанные машины наблюдалась и в самом Казахстане. В итоге рынок отреагировал повышением цен», — вспоминает он.
Впрочем, Набока выразил уверенность, что нововведение, безусловно, окажет влияние на вторичный рынок. Он напомнил, что при расчете стоимости растаможки автомобилей в России возрастом до трех лет во внимание берется средняя стоимость модели. При этом перечень этих сведений на текущий момент еще не полный, некоторые популярные машины в нем отсутствуют. По мнению эксперта, этот фактор сократит список моделей, которые будут присутствовать на вторичном рынке в России. А в качестве примера он привел популярный японский кроссовер Mazda CX-9, который произведен в 2022 году и позднее.
«На нашем вторичном рынке эти автомобили есть. Но, скорее всего, после внесения новых изменений такой же недавно произведенный автомобиль в будущем в России мы уже не встретим», — заметил Набока.
Помимо этого, он спрогнозировал и возможное изменение цен на популярные машины с пробегом в России. Однако критическим оно вряд ли будет.
«Триггером ценообразования будет не только цена новых авто, но и активно ввозящейся «вторички» по ПТД (пассажирская таможенная декларация). Возьмем самые популярные из них, а именно с двигателем до 2 л и возрастом от трех до пяти лет. Мы не видим роста цены на эти автомобили в будущем. Но если говорить про автомобили тех же годов и с двигателем до 3 л, то мы можем оценить их рост на 10–20%», — резюмировал эксперт.
— Россиянам разрешили покупать авто в Белоруссии: там дешевле
— «Машин осталось мало». Дилеры пожаловались на нехватку автомобилей Lada
— Утильсбор на машины в России вырос на 80%: чем это грозит автомобилистам
— «Мы откатились в 90-е»: «Лиса рулит» о китайских машинах и сером импорте