Бензин и дизель в России растут в цене постоянно. 2024 год не стал исключением. При этом в октябре и ноябре, по прогнозам экспертов, прайсы на АЗС вновь вырастут. Однако подорожание станет практически незаметным для автолюбителей: когда речь идет о долях процента, реальные масштабы роста цен становятся заметны лишь на длительной дистанции. Autonews проследил динамику стоимости горючего на АЗС за последние 10 лет на основании официальных данных Росстата, чтобы дать наглядную картину с цифрами и фактами.
2024 год
Знакомство с ценами на бензин и дизель начнем с актуального периода. 2024 год стал непростым для российских нефтяников: топливный рынок периодически лихорадило из-за атак на НПЗ и простоев оборудования, а также сложностей в поставке дефицитных компонентов для заводов. Еще в феврале экспорт бензина пришлось сократить на треть, а поставки на внутренний рынок, напротив, увеличить для формирования запасов. С августа власти вернулись к запрету на экспорт бензина: данная мера носит временный характер, однако до конца года отменять ее не планируется.
Рост цен на российских АЗС в летний период оценивался в среднем в 0,2–0,6% за каждую неделю. Уже к концу июля топливо в розничной сети стало дороже на 4,7% по отношению к январским показателям при тогдашнем официальном прогнозе Минэкономразвития по инфляции 5,1% на 2024 год (такой прогноз ведомство давало в апреле; в начале сентября министерство повысило его до 7,3%).
В недавней беседе с Autonews.ru ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков выразил мнение, что по итогам года уровень инфляции составит 9–9,5% — как раз в эту величину и должен уложиться рост цен на бензин. По состоянию на сентябрь 2024 года литр АИ-92 в среднем по стране продавался за 53,37 руб., АИ-95 — за 58,65 руб., а дизеля — за 66,86 руб.
Эмбарго на экспорт топлива как дополнительную меру регулирования рынка ввели с 1 марта 2024 года сроком на полгода в связи с риском снижения объемов нефтепереработки. В конце июня экспорт бензина был разрешен на июль, а с августа власти вновь вернулись к заградительной мере.
2014–2015 годы
Обратимся к событиям 10-летней давности. В 2014 году литр бензина АИ-92 можно было купить всего за 32,2 руб., АИ-95 — за 35,11 руб., а дизеля — за 33,8 руб. После присоединения Крыма потребительские цены подскочили на 8,9%. Тогда подорожание бензина и дизеля зафиксировали сразу в 37 регионах, но наибольшая инфляция наблюдалась в Крыму. К примеру, в Симферополе 92-й продавали за 37 руб. за литр, а 95-й — почти за 40 рублей.
По состоянию на тот момент президент Российского топливного союза Евгений Аркуша оценивал налоговую нагрузку, заложенную в стоимость топлива, в 60%. Из-за падения котировок нефти и курса рубля властям пришлось поднимать акцизы, которые в конечном счете закладывались нефтяниками в стоимость топлива. С осени 2014 до января 2015 года нефть упала в цене более чем вдвое.
По итогам 2015 года литр бензина АИ-92 в России продавался в среднем за 33,3 руб., АИ-95 — за 36,13 руб., а дизеля — за 34,9 руб.
2016–2020 годы
В конце 2015 — начале 2016 года произошел новый обвал стоимости нефти, что привело к удешевлению бензина на рубль, однако затем цены вернулись к прежним уровням и возобновили рост. Если по итогам 2016 года литр бензина АИ-92, АИ-95 и дизеля стоил 34,7, 37,6 и 36,8 руб. соответственно, то по итогам 2017-го подскочил на два рубля — до 36,5, 40,1 и 38,7 руб.
2018 год стал для топливного рынка и для автолюбителей одним из самых болезненных. За 12 месяцев из-за введения новых налоговых правил и скачка цен на нефть на мировом рынке литр бензина АИ-92 стал стоить 39,43 руб., АИ-95 — 43,95 руб., а дизеля — 39,34 руб. Власти были вынуждены пойти на дополнительные меры и ввести так называемый демпферный механизм, который заработал с 2019 года.
Цель демпферного механизма — снизить влияние на внутренние цены внешнеэкономических и геополитических факторов. Механизм сглаживает разницу между стоимостью топлива для экспорта и индикативной внутренней ценой, установленной на законодательном уровне. Если экспортная цена выше условной, нефтяникам компенсируют часть разницы за счет бюджета. Это позволяет поставлять горючее на внутренний рынок по прежним ценам, но с комфортной для них маржинальностью. При падении экспортной цены ниже маржинальной уже нефтяные компании компенсируют разницу бюджету. Так было в 2020 году, когда после развала сделки ОПЕК+ и на фоне начинавшейся пандемии коронавируса мировые цены на нефть рухнули ниже $40 за баррель. Механизм не связан с реальными рыночными ценами, поэтому очень быстро потребовал корректировки.
По итогам 2020 года средняя цена бензина марки АИ-92 достигла 43,8 руб. за литр, АИ-95 — 46,2 руб. за литр, а дизеля — 46,3 руб. за литр.
2021–2023 годы
В 2021 году демпфирующий механизм пришлось скорректировать из-за того, что индикативная цена слишком сильно отдалилась от рыночной — ее проиндексировали на 5%. С 1 мая заработала новая формула, позволяющая сдерживать рост цен на АЗС.
«Вносимые законопроектом Минэнерго России и Минфина России изменения окажут стабилизирующее действие на цены внутреннего рынка в период роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, а также позволят снизить давление на розничные цены моторных топлив у независимых нефтетрейдеров», — пояснил тогда министр энергетики Николай Шульгинов.
Постепенный рост стоимости бензина на АЗС, однако, все равно продолжился. По итогам 2021 года литр бензина АИ-92 в среднем стоил 44 руб., АИ-95 — 48,5 руб., а дизеля — 49,4 руб. В последующие 2022 и 2023 годы цены стали ползти вверх еще активнее на фоне разгоняющейся инфляции. Так, в декабре 2022 года они составили 47,21 руб., 51,35 руб. и 58,37 руб., а в декабре 2023-го — 50,26 руб., 54,87 руб. и 64,37 руб. за АИ-92, АИ-95 и дизель соответственно.
В недавней беседе с Autonews аналитик Игорь Юшков напомнил, что из-за действия демпфирующего механизма ситуация на бирже почти не оказывает влияния на стоимость бензина в рознице: «Там тренд один: цена постепенно растет, но по итогам года должна укладываться в уровень инфляции. У правительства есть инструменты, чтобы удержать ее в этом уровне. Хотя надо посмотреть, какой эта инфляция еще будет».
Цены на бензин АИ-92
Год | Средняя стоимость за литр, руб. |
2014 | 32,2 |
2015 | 33,3 |
2016 | 34,7 |
2017 | 36,5 |
2018 | 39,43 |
2019 | 43,13 |
2020 | 43,8 |
2021 | 44 |
2022 (декабрь) | 47,21 |
2023 (декабрь) | 50,26 |
2024 (на 9 сентября) | 53,37 |
Цены на бензин АИ-95
Год | Средняя стоимость за литр, руб. |
2014 | 35,11 |
2015 | 36,13 |
2016 | 37,6 |
2017 | 40,1 |
2018 | 43,95 |
2019 | 45,67 |
2020 | 46,2 |
2021 | 48,5 |
2022 (декабрь) | 51,35 |
2023 (декабрь) | 54,87 |
2024 (на 9 сентября) | 58,65 |
Цены на дизель
Год | Средняя стоимость за литр, руб. |
2014 | 33,8 |
2015 | 34,9 |
2016 | 36,8 |
2017 | 38,7 |
2018 | 39,34 |
2019 | 44,14 |
2020 | 46,3 |
2021 | 49,4 |
2022 (декабрь) | 58,37 |
2023 (декабрь) | 64,37 |
2024 (на 9 сентября) | 66,86 |
- Дефицит 95-го бензина: как его можно избежать
- Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет
- Как рассчитать расход топлива, от чего он зависит и можно ли сэкономить
- «По итогам года цены вырастут». Как изменится стоимость бензина в России