Ремонты на НПЗ и запрет на экспорт топлива: что будет с ценами на бензин

С чем связаны опасения

Из официальных данных территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) следует, что в период с 20 мая по 30 июля АИ-92 подорожал на 13%, до 54,486 тыс. руб. за тонну, а АИ-95 — на 29%, до 72,712 тыс. руб. за тонну.

Оптовые цены на бензин за два с небольшим месяца выросли в пределах 10–30%. Розничные цены также существенно выросли. В июле еженедельно бензин увеличивался в цене в среднем по стране на 0,5–0,6%, а на 22 июля рост цен на бензин по сравнению с декабрем 2023 года достиг 4,7%.

Для сравнения: официальный прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2024 год — 5,1%. Согласно действующему законодательству, рост розничных цен на горючее не может превышать уровня общей инфляции.

В августе 2024 года рост оптовых цен на бензины Аи-95 и Аи-92 на бирже СПбМТСБ удалось остановить: 16 августа они упали на 0,2% и 0,7%, до 72 тыс. и 56,4 тыс. руб. за тонну соответственно. Однако в рознице цены на горючее продолжают расти. К примеру, «Башнефть» за август уже поднимала цены на бензоколонках трижды. Бензин самой дорогой марки АИ-100 с июля подорожал на 3 руб.

В среднем за предыдущую неделю цены на бензин выросли на 18 копеек. Высокий сезонный спрос, цены на нефть, курсы валют, себестоимость производства и логистика продолжают оказывать влияние на прайсы.

В сентябре нефтяные компании планируют начать традиционные для этого периода профилактические ремонты на ряде заводов, что приведет к снижению выработки моторного топлива. Чтобы не допустить дефицита и роста цен на горючее, в августе производители довели среднесуточный уровень переработки примерно до 760 тыс. тонн (+20% к показателям июля).

Власти, в свою очередь, попытались минимизировать влияние сезонных факторов: с 1 августа вновь начал действовать запрет на экспорт бензина. Изначально предполагалось, что ограничение продлится до 1 сентября, но потом его действие пролонгировали до конца года.

Прогнозы экспертов

Фото: Fahroni / Shutterstock / FOTODOM Фото: Fahroni / Shutterstock / FOTODOM

В беседе с Autonews.ru доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян указал на зависимость стоимости бензина в России от цены на нефть на мировом рынке. Пока, по словам специалиста, как на внешнем, так и на внутреннем рынке она балансирует в диапазоне $79–85 за баррель. Прогнозируемая цена на осенне-зимний период — $81–86 за баррель.

«Исходя из этого, можно предположить, что цены на бензин в России нынешней осенью также останутся в текущих пределах, а именно 74–76 тыс. руб. за тонну АИ-95, 56–58 тыс. руб. за тонну АИ-92», — конкретизировал экономист.

«При такой динамике биржевых цен стоимость на заправках также, скорее всего, резких темпов роста демонстрировать не будет. Цены будут колебаться в диапазоне 52–54 руб. за литр АИ-95 в зависимости от региона, 57–59 руб. за литр АИ-92 также в зависимости от региона», — добавил он.

Возобновленный запрет на экспорт бензина окажет положительное воздействие на цены. Более того, в первых осенних месяцах не исключена продовольственная дефляция: в период сентября–ноября вероятно снижение продовольственных цен на 1,5–2,8%.

Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», напомнил, что розничная стоимость бензина таргетируется по инфляции: бензин не может расти в цене на величину, превышающую средний уровень инфляции. Специалист напомнил: это не значит, что рост пойдет по максимальной возможной планке — так уже бывало прежде. По словам специалиста, прямой связи между оптовыми и розничными ценами на бензин и дизель также нет: это вопрос лишь хеджирования рисков тех, кто участвует в рынке.

«Вероятно, снижение спроса к сентябрю будет давить на цены с точки зрения их снижения, плюс экспорт, который уже включился. Есть понимание того, что цены на оптовом рынке должны начать приседать», — отметил Гусев.

Специалист добавил, что производственные мощности российских НПЗ позволяют выпускать на 10% больше топлива, чем потребляется на внутреннем рынке. Этот фактор является дополнительным регулятором — демпфером для оптового рынка. Ждать дефицита горючего этой осенью, по его словам, не стоит.

Фото: zedspider  / Shutterstock / FOTODOM Фото: zedspider / Shutterstock / FOTODOM

Кандидат экономических наук, доцент Всероссийской академии внешней торговли Александр Арский указал на наличие традиционных факторов, влияющих на подорожание горючего летом:

  • Сезон отпусков: увеличивается количество поездок в городе и между городами. А программы по стимулированию внутреннего туризма в России приводят большему количеству поездок на личном транспорте.
  • Дачный сезон: он сопоставим с сезоном отпусков, но основной трафик личного транспорта приходится на выходные дни.
  • Логистический аутсорсинг: доставка строительных материалов для ремонта дома или строительства дачи
  • Обслуживание турпотока перевозчиками: увеличение рейсов туристических и междугородних автобусов, а также авиарейсов.
  • Сбор и распределение в АПК урожая: традиционный рост спроса на дизельное топливо.
  • Активное строительство и ремонт автодорог: требуется топливо для строительной техники, а также битум.

По словам эксперта, все эти факторы сейчас толкают цены вверх. Позднее, в первой половине октября, по прогнозам Арского, цены стабилизируются до уровня мая 2024 года при условии снижения стоимости топлива и на мировом рынке.

Материалы по теме

  • Экспорт топлива опять разрешили. Что теперь будет с ценами на АЗС
  • Дефицит 95-го бензина: как его можно избежать
  • Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет
  • Как рассчитать расход топлива, от чего он зависит и можно ли сэкономить

 

Авторы Александр Воронцов, Дмитрий Александров

Related Post