Что происходит с ценами
Сентябрь 2024 года стал тревожным и для автомобилистов, и для топливного рынка. Увеличение нефтепереработки и запрет на экспорт не смогли сдержать подорожание горючего. Нефтяные компании начали традиционные для этого времени года плановые ремонты производственных мощностей, что привело к снижению выработки моторного топлива. Спасти ситуацию помогло увеличение среднесуточного уровня переработки в августе до 760 тыс. тонн — плюс 20% к уровню июля. Плюс с 1 августа опять вступил в силу запрет на экспорт бензина, изначально рассчитанный до 1 сентября. Впоследствии его решили продлить до конца года.
На розничном топливном рынке сложилась редкая для последних лет ситуация: независимые АЗС стали продавать бензин АИ-95 дороже, чем крупные сети. По оценке аналитиков, 1 сентября эта разница составила 0,41 руб. за литр, или 0,7%. Аналогичное явление в последний раз наблюдалась в конце 2023 года. По оценке «ОМТ Консалт», в среднем по состоянию на 1 сентября независимые АЗС продавали бензин АИ-95 по 58,64 руб. за литр, а сетевые — по 58,23. А на независимые сети приходится 67% всех АЗС.
Что будет с ценами: прогнозы на октябрь
По оценке ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, научного сотрудника Финансового университета при правительстве России Игоря Юшкова, существенных перемен на розничном и оптовом рынках топлива в октябре ждать не стоит.
«На бирже ситуация сейчас более-менее спокойная. Был существенный рост в конце июля–начале августа именно по бензину, сейчас немножко бензиновые котировки откатились — ниже 790 тыс. руб. за тонну. Но те изменения, которые происходят на бирже, не влияют на цены на АЗС», — конкретизировал специалист.
Юшков напомнил, что цены в рознице во многом контролируются государством с помощью демпфирующего механизма. «Там тренд один: цена постепенно растет, но по итогам года должна укладываться в уровень инфляции. У правительства есть инструменты, чтобы удержать ее в этом уровне. Хотя надо посмотреть, какой эта инфляция еще будет».
Сергей Кауфман, аналитик группы «Финам», отметил, что на фоне постепенной нормализации оптовых цен на бензин в октябре рост розничных цен на бензин может замедлиться: он вряд ли превысит 0,3–0,5%.
«Уже сейчас оптовые цены на АИ-95 снизились до 66,6 руб. за тонну, хотя летом они практически доходили до отметки 75 тыс. руб. Ожидаем их возвращение в диапазон 50–60 тыс. руб. за тонну, который мог бы вернуть положительную маржинальность независимых АЗС. В то же время рост цен на дизель может ближе к концу октября сезонно ускориться на фоне традиционно тяжелого для России перехода на зимний дизель», — уточнил эксперт.
От чего будет зависеть цена на бензин
Влияние традиционных сезонных факторов на стоимость горючего продолжится и в первой половине октября. К таковым доцент Всероссийской академии внешней торговли Александр Арский отнес ряд моментов: частично продолжающийся дачный сезон и не завершившийся сезон отпусков, обслуживание турпотока перевозчиками, сбор и распределение урожая, строительство и ремонт дорог, а также логистический аутсорсинг. Все эти факторы так или иначе тянут цены вверх.
Скачкообразного роста цен на АЗС россиянам ждать не стоит, считает Игорь Юшков. «Ремонты на НПЗ продолжаются, они стали дольше, если мы говорим в целом по году, потому что стало сложнее достать оборудование, нужно дольше его ждать: либо из Азии привозят, либо в России делают. Из Европы запрещена поставка оборудования для НПЗ. Только параллельный импорт может использоваться. Ну и периодически наносятся удары по российским НПЗ. Преимущественно это влияет на то, сколько мы экспортируем готового топлива, а не на внутренний рынок», — пояснил эксперт.
Он также отметил, что корректнее говорить о росте стоимости на АЗС по итогам года: «В течение года есть разные периоды, когда быстрее или медленнее растет цена. Весной бензин и дизель у нас существенно не дорожали, летом был скачок и по тому, и по другому, сейчас мы видим, что растет преимущественно высокооктановый бензин: АИ-98 подорожал в сентябре, но остальное довольно стабильно. Можно сказать, что и в сентябре, и в октябре, и в ноябре цены будут постепенно подрастать. Скорее скачков каких-то не будет, чтобы по итогам года уложиться в уровень инфляции». Сам уровень инфляции по итогам года специалист оценил в 9–9,5% — бензин не должен вырасти выше этого уровня.
«Дешеветь, конечно, бензин и дизель не будут, но и существенного подорожания, выше инфляции, ожидать тоже не нужно. Налоги никакие не меняются, а у нас стоимость литра бензина — в основном налоги, акцизы и прочее — около 70–80% от цены забирает себе государство», — напомнил Юшков.
Сергей Кауфман отметил, что с начала года бензин, по данным Росстата, подорожал на 7,4%, а дизель — на 3,3% при общей инфляции в 5,5%. «Пока что цены на бензин растут более высокими темпами, чем общая инфляция. При этом до конца года мы ожидаем более низких темпов роста розничных цен на бензин, в результате чего по итогам года они могут быть близки к общему уровню инфляции», — прогнозирует специалист.
К основным факторам, влияющим на цены, он отнес сезонность спроса, запрет на экспорт бензина и восстановление производства после инцидентов в начале года и профилактических ремонтов. Основным долгосрочным фактором стабилизации цен остается работа демпферного механизма.
Прогноз цен на бензин в сентябре 2024 года: подорожания не избежать
Дефицит 95-го бензина: как его можно избежать
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет
Как рассчитать расход топлива, от чего он зависит и можно ли сэкономить