Совет директоров Банка России принял решение поднять ключевую ставку с 18 до 19% годовых. Недавно ЦБ уже ее повышал: в ходе пересмотра, состоявшегося в июле, ставка была увеличена на 2 п.п. — с 16 до 18%. Новое решение в ЦБ связали с превышением прогноза по инфляции по итогам года.
«Годовая инфляция по итогам 2024 года, вероятно, превысит июльский прогнозный диапазон 6,5–7%. Рост внутреннего спроса все еще значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг», — отметили в ЦБ.
Регулятор не исключил и дальнейшего роста ключевой ставки. А как это отразится на авторынке, стоимости новых машин и кредитных программах, Аutonews.ru рассказали дилеры и профильные эксперты транспортной отрасли.
Как сильно подорожают автомобили
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, «один дополнительный процент — это не то, что способно сильно изменить правила игры на авторынке».
«И так понятно, что ставки и без того на ультравысоких уровнях. Это очень надолго. В любом случае я не понимаю, кто сейчас берет кредиты, но это основной драйвер продаж на рынке, к сожалению», — добавил в беседе с Аutonews.ru Антон Шапарин.
Жанна Специальная, заместитель генерального директора по финансовым сервисам ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр, тоже сказала, что цены на автомобили повысятся, но выразила надежду, что несильно.
«Мы все равно берем финансирование на склады. Это ключевая ставка плюс 2-4%. Если ставка ЦБ поднимается на процент, то и финансирование стоков увеличивается. Соответственно надо больше зарабатывать, чтобы это компенсировать. Поэтому на ценообразовании, возможно, отразится, но не очень сильно», — добавила собеседница.
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин подтвердил более ранние прогнозы о подорожании машин на 10%.
«Очередное повышение ключевой ставки опять станет главным мультипликатором инфляции. Ведь все отрасли будут вынуждены повышать цены на товары и услуги, что скажется не только на рынке авторитейла, но и на покупательской способности граждан», — резюмировал в беседе с Аutonews.ru эксперт.
На сколько подорожают автокредиты
В ЦБ указали на то, что высокие рыночные ставки «поддерживают сберегательные настроения, но пока недостаточно сдерживают кредитование».
Как сообщили Аutonews.ru в Объединенном кредитном бюро (ОКБ), «согласно статистике, за ростом ключевой ставки следует соразмерное увеличение ставок по автокредитам».
Автокредиты | Средневзвешенная ставка | Средневзвешенная полная стоимость кредита |
Сентябрь 2019 | 14,14% | 14,14% |
Сентябрь 2020 | 12,96% | 13,80% |
Сентябрь 2021 | 13,61% | 15,85% |
Сентябрь 2022 | 16,46% | 17,39% |
Сентябрь 2023 | 17,65% | 17,78% |
Данные ОКБ |
«Что касается автокредитов, то банки еще не прислали повышение процентных ставок. Все ждали сегодняшнего заседания и решения ЦБ. Пока на рост ключевой ставки реакции не последовало. Но она будет заметна в течение недели: либо будут повышать ставку, либо сохранят текущую ставку», — уточнила Жанна Специальная.
«В сентябре еще можно купить автомобиль по старой цене и по текущей кредитной ставке. А вот с октября, возможно, последует рост цен на авторынке», — резюмировала она.
Почему ключевая ставка — это важно
Ключевая ставка напрямую влияет на стоимость заемных средств. Чем она выше, тем больше минимальный процент, под который Банк России выдает кредиты коммерческим банкам.
При повышении ключевой ставки становятся дороже все продукты для потенциальных клиентов, услуги хранения автомобилей на складах дилеров, увеличиваются прочие накладные расходы. В итоге вся дополнительная нагрузка ложится на плечи потребителей — покупателей машин.
Помимо ключевой ставки значительное влияние на цену машин оказывают и другие факторы: курс национальной валюты, налоги и акцизы, а также утилизационный сбор. Порядка трети цены транспортного средства из-за рубежа — это стоимость его доставки.
Материалы по теме
- Автокредит: чем отличается от потребительского и как его взять
- Банк России ужесточил выдачу автокредитов с 1 июля. Что будет с рынком
- Сумма выданных автокредитов в 2023 году составила почти 1 трлн руб.
Автор Вячеслав Василенко, Александр Воронцов